ШКП.ру | Версия для печати | Адрес документа в интернете: http://www.shkp.ru/lib/actions/ss/malinovsky/publications/4 | Вернуться

Что ждет Россию в ближайшее полугодие? Политические сценарии

Дата: 11:32 25.12.2003
Автор: Павел Малиновский

Ближайшее полугодие в России пройдет под знаком президентской избирательной кампании. Она обещает быть скучным, "дежурным" мероприятием. Итоги выборов 2003 года в Государственную Думу показали, что альтернативы Президенту В.Путину нет. Единственную интригу составляет вопрос о явке избирателей, да и то, согласно известному изречению "отца народов": "главное ведь - кто считает…". Кажется, что неожиданности могут подстерегать нас только извне. Поэтому посмотрим, как будет развиваться глобальная ситуация в ближайшей перспективе и как это может повлиять на положение дел в России.

Фоновые сценарии развития глобальной ситуации

Глобальная ситуация будет характеризоваться стремлением США сохранить свою гегемонию в однополярном мире. В год президентских выборов следует ожидать решительных действий администрации Дж.Буша-младшего по развязыванию "иракского узла", в целом на глобальном антитеррроритическом фронте, а также по стабилизации экономического положения страны. В связи с этим возрастают риски перехода к многополярному миру, особенно если ситуация будет трансформироваться по конфронтационным сценариям. В этом случае тяжесть разрешения кризисных ситуаций могут взять на себя макрорегиональные, а не глобальные структуры. Оценивая сложившуюся на конец 2003 г. глобальную ситуацию, можно предположить, что она будет развиваться по следующим сценариям - в порядке, который отражает убывание степени вероятности их осуществления:

1. Сценарий "мирная передышка". В ближайшей перспективе, используя механизмы ООН, удается купировать негативные для мировой стабильности последствия "маленькой победоносной войны" в исполнении англоглобалистов. Непредвиденные потери или заметные неудачи войск антииракской коалиции, сопровождаемые растущим движением протеста во всем мире, побудят США и Великобританию к интенсивному партнерству с ООН. Побежденный Ирак и другие "страны-изгои" соглашаются на диктат США под контролем ООН. Фактически, ситуация в Ираке в значительной мере перейдет под контроль ООН. В этих условиях Россия может сыграть ключевую роль в начале глобальной реконструкции мирового порядка. США и их союзники в течение года совершенствуют систему внутренней безопасности. Военная машина набирает обороты, предотвращая сползание экономики США в кризис. Этому способствует контроль над энергоресурсами Ближнего Востока. Однако террористические сети исламских фундаменталистов, стремящиеся отомстить за унижение исламского мира в Ираке, все равно оказываются более эффективными (новые объекты терактов), поэтому возникает необходимость очередного "наказания террористов". Этот политический повод также может быть использован для коррекции глобальной экономической ситуации в интересах борцов с глобальным терроризмом.

2. Сценарий "управляемый торнадо". Руководство США, транснациональных корпораций используют механизмы глобальных рынков и политическое влияние институтов глобального управления для "трансфера" накопившихся в экономике США кризисных явлений в другие регионы глобальной экономики. Механизмом такого "трансфера" может быть целенаправленное снижение курса доллара по отношению к другим валютам, что будет способствовать повышению конкурентоспособности американских товаров, относительному снижению государственного долга США (по золотовалютному паритету) и, наконец, принесет кратковременный эффект снижения цен на нефть, рассчитываемых на мировых рынках в долларах США. Кумулятивный эффект должен способствовать в среднесрочной перспективе продолжению экономического роста в США, что гарантирует победу Дж.Буша-младшего на президентских выборах. Эффективность разрешения циклических и структурных кризисов продемонстрировал опыт урегулирования финансового кризиса 1997-1998 гг. Не исключено, что на этот раз объектом такой целенаправленной атаки станет ЕС, а также, естественно, страны Арабского мира. Но в отличие от кризиса 1997-1998 гг. дирижеры глобализма столкнутся с организованным антиглобалистским движением. Россия опять окажется, судя по всему, в "зоне поражения". Вопрос в том, когда США начнут этот "трансфер" своего кризиса: сумеет ли экономика Россия продержаться до завершения избирательного цикла или кризис придется как раз на избирательную кампанию? Вариантом урегулирования кризиса может стать искусственная ревальвация рубля, что послужит механизмом форсированной перестройки российской экономики: перераспределение финансовых потоков из сырьевых в обрабатывающие и высокотехнологические сектора (без излишнего административного вмешательства).

3. Сценарий "на пороге глобального джихада". Войска антииракской коалиции, столкнувшиеся с проблемой послевоенного устройство жизни на территории Ирака, перейдут к жестким превентивным мерам против разворачивающегося партизанского движения, что вызовет оживление националистических настроений, активизацию радикальных и экстремистских сил, породит новую волну терроризма в мире. Интернационализация оккупационных сил будет способствовать расширению географии международного терроризма. Ситуацию усугубит обострение интифады в Палестине. Все это может также угрожать безопасности России, которая продолжит политику "разыгрывания мусульманской карты" с Исламской конференцией. Бесцеремонное обращение США с мусульманским миром вызовет радикализацию населения мусульманских стран. В результате серии терактов и переворотов в ряде этих стран (особую опасность для США и их союзников представляют подобные угрозы в Турции, Саудовской Аравии и Пакистане, учитывая ядерный потенциал последнего) к власти могут придти экстремисты ваххабистского толка, которые объявят газзават. Цель - освобождение Иерусалима, всей Палестины, Афганистана, Ирака и других захваченных неверными земель. Россия окажется на линии фронта этой новой войны. Особую опасность представляет создание тайной коалиции "стран-изгоев", куда войдут не только Иран, но и КНДР. Финансово-экономические диверсии с использованием электронных сетей фактически подорвут финансовые рынки, что вызовет резкое падение доллара.

4. Сценарий "крушение доллара как глобальной валюты". Завершение эпохи глобализации a la Pax Americana. Важным фактором начавшейся деглобализации станет разрастание эпидемий ("нетипичной пневмонии", "коровьевого бешенства" или некой аналогичной болезни), которое вызовет резкое снижение интенсивности международных связей. Наступление глобального финансово-экономического кризиса ознаменует конец очередной "эры американского просперити" (ср.: 20-е гг. ХХ века). Финансовый обвал вынудит руководство США резко ограничить хождение своей валюты зоной НАФТА путем закрытия практически всех рынков. Это приведет в серии торговых войн между сложившимися (или быстро формирующимися) макрорегиональными экономическими объединениями. Ответные протекционистские меры приведут, фактически, к развалу ВТО, деятельность ВБ и МВФ будет приостановлена. ЕС примет чрезвычайные мере по автономизации, в частности приостановит процесс расширения ЕС. Японская йена получит шансы вновь стать региональной валютой мирового значения. Продолжится сегментация Интернет, начатая КНР. Почти повсеместный экономический спад приведет к обострению классовых противоречий, унаследованных от глобального разделения труда, к ужесточению полицейских мер по защите национальных и макрорегиональных интересов. Россия, будучи интегрированной в финансовую систему США (зона $), фактически также окажется на пороге финансового краха, если своевременно не позаботится о диверсификации своих государственных и корпоративных активов.

5. Сценарий "переход к многополярному миру". Сочетание экономических катаклизмов с ростом глобального терроризма потребует перехода к многополярной, "зонтичной" (под эгидой США, которые возьмут на себя миссию гаранта глобальной безопасности, поскольку останутся главной мишенью глобальных террористических сетей) структуре мирового порядка. Межрегиональные экономические противоречия в сочетании с "избирательной политикой" террористов приведут к четкой дифференциации интересов макрорегионов. Еще не адаптировавшись к вызовам глобализации, современные государства-нации, образующие основу ООН, вынуждены будут вести борьбу с новыми вызовами: сетевыми структурами, стремящимися окончательно подорвать монополию государственных машин на локальных, региональных и глобальных политических рынках; попытками англоглобалистов утвердить свою гегемонию в мире; распадом экономической структуры глобального мира и т.п. США в ответ на атаку 11 сентября 2001 г. начали очередную реконструкцию своей государственной машины. Очевидно, что модель открытого общества и борьба с терроризмом - вещи с трудом совместимые. Меняется роль НАТО в современном мире, начнется обсуждение путей реконструкции ООН, других международных организаций. После преодоления иракского кризиса и превращения евро в мировую валюту, конкурентоспособную с долларом, интенсивнее пойдет строительство макрорегиона-государства ЕС на основе "оси Берлин-Париж"; Великобритания возьмет на себя миссию "связующего звена" с США. Формирование государств-регионов станет доминирующей тенденцией в мире. Россия оказывается одним из полигонов созидания новых государственных форм для мультиэтнических стран, и формирование ЕврАзЭС в качестве протоформы подобного макрорегионального образования. Чечня может стать примером отработки таких новых форм государственности (альтернативы шариатскому или полицейскому государству), что позволит России сблизить свои позиции с ЕС. В случает "закрытия" ЕС России придется форсированно строить альтернативный макрорегион - на основе ЕврАзЭС, или всего СНГ. К этому Россию подвигнет общая дестабилизация обстановки в государствах Черноморско-Каспийского региона.

Факторы развития политической ситуации в России

Перечислим факторы, которые, по мнению экспертов, могут принципиально трансформировать сложившуюся в России ситуацию:

- падение цен на нефть.Большинство экспертов отмечает, что этот фактор может кардинально повлиять как на социально-экономическую, так и политическую ситуацию. От высоких цен на нефть зависят и выполнение бюджета, и выплата зарплат бюджетникам. При острой зависимости экономики страны от цен на нефть, их падение может, несмотря на страховочный фонд, созданный Правительством, привести к экономическому кризису и политической нестабильности;

- экономический обвал, сопоставимый с августом 1998 г. (рост инфляции, сопровождаемый корректировкой курса рубля по отношению к доллару). Большинство экспертов отмечает, что такое развитие ситуации маловероятно. Кроме того, было даже отмечено, что экономические проблемы вряд ли отразятся на доверии населения к власти Президента. Однако в случае возникновения серьезных проблем в экономике, В.Путин, вероятно, отправит в отставку премьер-министра, дабы списать на него ответственность за неблагоприятное развитие ситуации;

- криминализация общества, усиление звучания проблемы преступности. Вместе с неудачами в экономике преступность способна стать причиной социального взрыва;

- слишком быстрый темп реформ, неготовность общества к быстрым реформам, таким как ЖКХ, низкий уровень жизни способны также породить социальную напряженность и вызвать социальные протесты населения;

- серия террористических актов, которая может спровоцировать межэтнические и межконфессиональные столкновения;

- напряженность в Чечне, связанная с обострившейся борьбой тейпов после президентских выборов в республике;

- поведение оппозиционных Президенту политических сил, особенно активность коммунистов, которые в ситуации отлучения их от власти сыграют роль настоящей, а не мнимой оппозиции;

- новый передел собственности, инициированный "сверху" и поддержанный "снизу", в том числе и в форме "справедливого перераспределения природной ренты";

- обострение отношений с некоторыми странами Запада, которые могут попытаться за счет России разрешить свои проблемы, связанные с экономическим кризисом, а также стремящихся ограничить вмешательство России в дела стран "ближнего зарубежья"; предлог - восстановление подлинной демократии в России;

- конфликт властей с олигархами: чтобы сократить поле для маневров "старых олигархов", "новые олигархи-силовики" могут усилить кампанию давления на "передовиков-бизенсменов", в том числе шантажируя проведением показательных уголовных процессов;

- эпидемии, техногенные и природные катастрофы, в первую очередь вызванные моральным и физическим износом основных инфраструктур, могут существенно дестабилизировать обстановку в ряде регионов.

Основные сценарии развития политической ситуации в России

Если исходить из того, что основная ценность проводимой В.Путиным политики - это стабильность самого выбранного им курса, то прогнозные сценарии целесообразно поделить на:

· консервативные сценарии (в наименьшей степени меняется нынешний политический курс, а политическая ситуация в целом остается стабильной);

· радикальные сценарии (существенно меняется политический курс, но правящий режим сохраняет контроль над ситуацией);

· экстремальные сценарии (резкое изменение политической ситуации в стране делает невозможным продолжение прежнего политического курса, что чревато сменой самого политического режима).

В зависимости от развития глобальной ситуации можно выделить следующие внутриполитические сценарии. Вероятность практического осуществления каждого из этих сценариев зависит не только от развития глобальной ситуации, но и кумулятивного действия выше приведенных факторов. Эти сценарии, обусловленные действием негативных внешних и внутренних факторов, приведены в порядке уменьшения степени вероятности их реализации.

"Консервативные сценарии"

"Все идет по плану". При условии сохранения стабильности глобальной и внутриполитической ситуации (фоновый сценарий"мирная передышка") основные задачи, поставленные Администрацией Президента, будут достигнуты. Победу В.Путина в первом туре голосования подкрепит создание конституционного пропрезидентского большинства в Государственной Думе, что позволит уже в 2004 г. перейти к формированию Правительства на партийной основе. Можно ожидать, что человек, возглавивший этот блок, получит право на формирование нового состава Правительства, способного гарантировать более высокие темпы институциональных и экономических преобразований.

"Награда найдет героя". "Маленькая победоносная война" в Ираке не приведет к падению цен на нефть ниже запланированного Правительством уровня, что будет способствовать экономическому росту в стране. В.Путин станет одним из "архитекторов замирения" на Ближнем Востоке. Росту его авторитета способствует успешный процесс реконструкции чеченской государственности. Повысится эффективность спецслужб в борьбе с терроризмом. Назначение премьера останется прерогативой Президента, легко победившего в первом туре президентских выборов, поскольку лидерский потенциал партий пропрезидентского блока не будет отвечать стоящим перед ним задачам. Кампания против "старых и новых олигархов" подорвет доверие к выходцам из корпоративного менеджмента, благодаря чему смена состава правящей элиты приведет к ее гомогенизации ("чекисты" и "верные питерцы"). Как следствие В.Путин лично возглавит процесс социальной консолидации перед лицом новых вызовов, связанных с переходом к фоновым сценариям -"управляемый торнадо" или "на пороге глобального джихада".

Ревизия пакета институциональных реформ. Задачи борьбы с терроризмом, угроза глобальных экономических катаклизмов (фоновый сценарий "переход к многополярному миру") вынудит Россию, как и других стран-членов антитеррористической коалиции, приступить к неотложной реконструкции государства. Вопрос о явке избирателей на президентские выборы может стать немаловажным предлогом для политического торга общественных сил, недовольных раскладом политических сил после выборов в Государственную Думу, и "Единой Россией" (и стоящей за ней Администрацией Президента). Дискуссии по вопросам государственного строительства станут лейтмотивом президентской кампании 2004 г., что потребует пересмотра многих положений пакета институциональных реформ, реализуемых нынешним Правительством. "Усмирение олигархов" может стать первым шагом к системной критике политики Правительства М.Касьянова, как с популистских, так и державных позиций. Следует ожидать выдвижения В.Путиным новых инициатив по реформированию государства, включая изменения в действующую Конституцию РФ. В результате, скорее всего, после парламентских выборов последуют существенные перестановки в Правительстве. Не исключено, что в ходе этих предвыборных дискуссий произойдет расширение социальной базы пропрезидентского блока (левый центр, куда на определенных условиях войдет КПРФ, станет заметной силой в новом составе Государственной Думы). Вместе с тем можно ожидать, что к президентским выборам обнаружиться простая истина: одно дело согласованные формулировки в программах, другое - реально проводимые реформы, чей механизм - под сурдинку - был запущен еще до начала выборного процесса. Как следствие - кризис доверия к Президенту, который придется преодолевать, отправив в начале весны 2004 г. в отставку некоторых членов Кабинета. Только решительные меры позволят гарантировать победу В.Путина в первом туре.

"Радикальные сценарии"

"Жертва качества". Если конфронтация "силовиков" со "старыми олигархами" (крупные корпорации, в основном оперирующие в сырьевом секторе) примет затяжной характер, то не исключена отставка Правительства (вследствие необходимости корректировки валютного курса при фоновом сценарии"управляемый торнадо": подготовки операции по дедолларизации экономики России; в первую очередь, ревальвации рубля). Пожертвовав М.Касьяновым, В.Путин, обеспечит коалиционное большинство в новом составе Государственной Думы, где будут доминировать левоцентристское и центристское большинство. Обновленное Правительство возьмет на себя миссию корректировки прежнего экономического курса: перевод финансовых потоков из сырьевого в обрабатывающий сектор, в первую очередь в возрождаемый ВПК. Интрига вокруг смены Председателя Правительства может стать важным фактором преодоления апатии избирателей, разочаровавшихся в правительственном курсе, что позволит избежать второго тура президентских выборов, обеспечив явку 14 марта 2004 г.

Операция "спасение Президента Путина". В случае не очень удачной адаптации России к сценарию "управляемый торнадо" возрастает риск формирования несистемной оппозиции, куда войдут помимо коммунистов радикальные либералы и демократы. Эта несистемная оппозиция попытается развернуть кампанию бойкота президентских выборов. Само появление подобного сорта общественного движения может стать сигналом к еще более жесткой консолидации сторонников сложившегося политического режима, дополнительной мобилизации административных и политических ресурсов. "Жупел врагов порядка" в лице "вечно вчерашних" (коммунистов, демократов и либералов), "проворонивших" Великую державу, позволит обеспечить высокую активность электората. Регионы и федеральные округа, полные верноподданнических настроений, устроят настоящее соревнование по итоговым цифрам голосования. Результатом этого станет не только уверенная победа В.Путина в первом туре, но и дальнейшая политическая изоляция его противников. Формирование нового состава Правительства будет сопровождаться "чисткой" от "сочувствующих" оппозиции.

Борьба вокруг "стратегии прорыва". Вопрос о стратегии ускорения экономического развития страны (удвоение ВВП и решение проблемы бедности) может стать одним из ключевых с точки зрения радикализации политической обстановки в ходе избирательного процесса (переход к альтернативным "мирной передышке" фоновым сценариям: "управляемый торнадо" или"на пороге глобального джихада"), особенно если оппоненты В.Путина сумеют сформулировать серьезные критические аргументы. Промышленная и - шире структурная - политика станет предметом острых дискуссий. Не исключено формирование в ходе президентской кампании антиправительственного блока под лозунгами "Ренту с природных ресурсов России - россиянам!". Возможно формирование широкого левоцентристского блока, если его возглавит кто-нибудь из молодых лидеров (С.Глазьев) Как следствие, у В.Путина появиться серьезный конкурент на президентских выборах. Чтобы демпфировать его влияние возможно выдвижение противоцентра справа. В этом случае победа В.Путина будет обеспечена только во втором туре - при условии нового обострения ситуации (терроризм) и необходимости консолидации страны перед лицом военной угрозы, когда форсированное проведение военной реформы окажется самоценным (фоновый сценарий"на пороге глобального джихада"). Не исключен, что новое Правительство будет поручено сформировать выходцу из "силового блока", что будет расценено как вполне адекватная реакция Президента на требование обстановки.

Радикал-патриоты идут в бой. В случае обострения международной обстановки (на Ближнем и Среднем Востоке - в первую очередь) (фоновый сценарий "на пороге глобального джихада") возможно формирование в Государственной Думе Патриотического фронта, в которую войдут и правые, и левые радикалы. Это последний шанс В.Жириновского и подобных ему политиков "разыграть внешнеполитическую карту". Ситуацию могут усугубить некомпетентные действия властей по реализации на местах уже принятых законов. Используя существенные территориальные социально-экономические различия, ксенофобские настроения, сторонники широкого Патриотического фронта могут реально подыграть "силовикам" из Администрации Президента. Если Администрация Президента сумеет вовремя "возглавить" это движение, то радикал-патриотов можно использовать для разрушения "левого электората" на президентских выборах. Однако на президентских выборах остается риск появления лидера, способного на волне националистических настроений выйти во второй тур. Причем не обязательно, что это будут Г.Зюганов или В.Жириновский. Поэтому новое руководство Администрации Президента может пойти на то, чтобы В.Путин возглавил это оппозиционное прежнему курсу Правительства движение. Антиолигирхическая консолидация, осуществленная в рамках "диктатуры закона", может стать основой для нового общественного контракта второй легислатуры В.Путина. В связи с этим следует ожидать серьезного пересмотра состава Правительства в целях избавления от остаточного влияния поверженного "олигархата".

"Экстремальные сценарии"

Разрастание вооруженных конфликтов с участием России. Вынужденное активное участие России в антитеррористической коалиции (фоновый сценарий"на пороге глобального джихада"), новый виток чеченской войны, обострение затяжных конфликтов на постсоветском пространстве потребуют мобилизации недостающих ресурсов. Еще одним внутренним мотивом может стать усиление криминалитета на местах. Причем переход на мобилизационной режим должен сопровождаться продолжением реальных реформ силовых структур; в противном случае Россия так и не сможет решить стоящие перед ней задачи, рискует лишиться доверия со стороны своих партнеров. Ставшая очевидной необходимость сворачивания многих социальных программ, замораживание административных реформ приведет к обострению социальной обстановки. Замеры общественного мнения продемонстрируют устойчивый рост протестных настроений среди электората, даже лояльного "Единой России". В связи с этим Президент в превентивных целях может пойти на принятие ряда чрезвычайных мер, в частности перенос выборов. В целом, такое развитие событий может свидетельствовать об установлении авторитарного режима (возможно, на сравнительно короткий срок). В связи с этим в Правительстве происходит усиление значения "силового блока", что не исключает и смены самого премьера. Альтернатива - общая хаотизация политического процесса.

Экономический кризис и "политическая рокировка" в верхах. Неожиданный для правящей элиты финансово-экономический кризис в России, развивающийся на фоне сценария "крушение доллара как глобальной валюты", имел бы серьезные политические последствия. Они могли бы оказаться не менее радикальными, чем в 1998 г. - в случае ухудшения мировой конъюнктуры на сырьевых рынках и потере долларом своего статуса основной мировой валюты. Вследствие общего ухудшения глобальной финансово-экономической ситуации Россия вынуждена будет в ближайшей перспективе приступить к сокращению бюджетных расходов (сокращения, понятно, не коснуться "силового блока") или перейти к новым внешним и/или внутренним заимствованиям. Стабилизационный фонд, созданный Правительством, и обесцененные долларовые активы Центробанка России, могут быть быстро израсходованы вследствие нарастания техногенных катастроф, стимулируемых общим морально-психологическим состоянием общества. Если кризис разразиться зимой или ранней весной, то альтернатива, учитывая предвыборную перспективу, - инфляционная подпитка социальных программ, за которую придется расплачиваться следующему составу Правительства. Результатом социальных катаклизмов может стать массовая неявка избирателей на президентские выборы.

Необходимость поиска правящей элитой замены популярному Президенту (в соответствие с действующим законодательством) приведет к своеобразной "рокировке". Если Правительству удастся успешно справиться с кризисом, переведя российскую экономику на евро, то его руководитель (здесь можно ожидать появление самых различных политических фигур) превратиться в реальную кандидатуру на повторных президентских выборах. В.Путин, в свою очередь, возглавит Правительство, что обеспечит преемственность и сохранит харизматический потенциал режима.

Установление авторитарного некоммунистического режима. Реальная оппозиция - коммунисты - в России, по-прежнему, не может претендовать на пост президента. Другой же оппозиционной силы, способной бросить властвующей элите демократический вызов, сегодня нет. Игра на противоречиях "олигирхов" и "силовиков" будет стимулировать дальнейшее укрепление "вертикали власти". Однако не исключен вариант (фоновый сценарий"на пороге глобального джихада"), когда обострившиеся внешнеполитические и внутриполитические условия могут побудить руководство страны пойти не только на введение чрезвычайного положения (например, серия терактов, беспорядки в отдельных регионах России), но и временную отмену ряда конституционных гарантий. В их числе может быть отмена результатов первого тура и/или перенос сроков второго тура президентских выборов (по инициативе Федерального Собрания РФ). Одним из мотивов принятия чрезвычайных мер может стать обострение ситуации в сопредельных странах.

Режим личной власти в исполнении В.Путина может выглядеть как вполне приемлемая для населения вещь и в случае, если Правительство окажется неспособным справиться глобальным экономическим кризисом (фоновый сценарий"управляемый торнадо"). Консолидация большинства общества под знаменем восстановления справедливости, порушенной в годы приватизации олигархами, может дать основание для принятия послушной Государственной Думой реституционных законов. "Техническое" Правительство будет дополнено (путем принятия соответствующих законодательных актов) чрезвычайными исполнительными органами, образованными на базе федеральных округов.

На грани политического хаоса. Резкое повышение степени управляемости и предсказуемости политического процесса, ставшее главным результатом президентства Путина, поставлено событиями вокруг "ЮКОСА" под определенное сомнение. Существующая уверенность (самоуверенность) правящего класса в том, что "альтернативы Путину нет", может сыграть злую шутку с находящейся у власти - но объективно расколотой на "либералов" и "чекистов", питерцев и Семью - политической элитой: одновременное действие нескольких неблагоприятных (внутренних и внешних) факторов (фоновые сценарии "на пороге глобального джихада" и/или"крушение доллара как глобальной валюты") может привести к резкой дестабилизации обстановки, когда от быстроты и правильности принимаемых и эффективно реализуемых решений будет зависеть судьба самого режима. "Родина" и примыкающие к ней политические силы успешно используют промахи властей. Борьба за восстановление социальной справедливости, требование пересмотра итогов приватизации, - таковы основы социальной консолидации под флагами обновленного НПСР, альтернативной предлагаемой бюрократами. Не исключено, что ряд олигархов может поддержать эти движения, опасаясь диктатуры "силовиков". Рост протестного (активного и пассивного) голосования может оказаться фактором, существенно влияющим на местах, особенно там, где параллельно назначены местные и региональные выборы. Не исключено образование на местах право-левой радикальной оппозиции. Ситуацию может усугубить отмена результатов голосования 14 марта 2004 г. (из-за низкого уровня явки избирателей и/или выявленных массовых случаев нарушения законодательства).

И административный ресурс в этих условиях может сыграть амбивалентную роль. Резко возросший уровень недоверия к власти со стороны так называемого среднего класса приведет к массовому оттоку капиталов и человеческих ресурсов из инфраструктурных отраслей российской экономики. Самостийно возникающие или инспирируемые несистемные формы сопротивления могут оказать деморализирующее воздействие и на силовые структуры. Граница между террористическими актами и обыкновенной безалаберностью и непрофессионализмом быстро сотрется, что превратит "диктатуру закона" в беспредел "силовиков" и криминалитета.

Некоторые выводы

Реализация консервативных сценариев обеспечит в той или иной степени консолидацию политических элит на платформе в той или иной степени скорректированных неолиберальных реформ. При условии, что глобальная ситуация будет развиваться в сложившихся параметрах однополярного мира, где сохраняется гегемония США, эти консервативные сценарии расположены в порядке уменьшения степени вероятности их реализуемости.

Реализация радикальных сценариев может быть обусловлена как изменением целей и установок политических элит, так и действием различных дестабилизирующих факторов, включая риск срыва голосования на президентских выборах. Однако отсутствие кумулятивного эффекта действия этих факторов позволит правящему классу провести избирательный цикл 2003-2004 гг., в целом сохранив контроль над политической ситуацией. При этом следует учитывать, что некоторые радикальные сценарии могут реализовываться параллельно. Экстремальные сценарии развития политической ситуации в России могут быть реализованы при любой существенной дестабилизации обстановки в мире и кумулятивном действии негативных факторов.

Все приведенные политические сценарии свидетельствует об очень высокой степени зависимости России от глобальных процессов и практической невозможности "экранироваться" от глобальных и региональных кризисов.

Наверх


© 1998-2002, Школа Культурной Политики. При перепечатке ссылка на сайт ШКП обязательна.