Школа Культурной Политики

Вы здесь: ШКП / Публикации П.Г.Щедровицкого c

Человеческое измерение. Единое пространство. Стратегические исследования: два года в округе

Версия для печати
Источник публикации: Журнал "Самара", № 3, 2002
Автор: Ольга Степанова

Что такое стратегия, стратегическое планирование? Зачем нужны стратегические исследования? Зачем разрабатывать стратегию регионов? И нужна ли регионам собственная стратегия? - эти вопросы давно стали риторическими, потому что важность стратегического подхода к управленческим решениям сложно переоценить. Это знают все крупные управленцы, и даже на уровне Главных федеральных инспекторов в обязательном порядке начинают создаваться Центры стратегического планирования. Наш округ, Приволжский - в числе первых, создавших свой Центр Стратегических исследований

Позицию Сергея Кириенко по этому вопросу иллюстрирует его высказывание на Приволжском Форуме "Стратегии регионального развития", проходившем в Самаре в сентябре прошлого года: "Нормальное экономическое развитие, пространственное, культурное будет только тогда, когда будет оптимальное сочетание между генеральной стратегией, выработанной на федеральном уровне, и стратегией развития регионов". Губернатор Константин Титов на открытии Форума подтвердил эту позицию: "Для нас очевидно, что принятие управленческих решений невозможно без научной основы и стратегического видения любой ситуации".

Центр Стратегических исследований (ЦСИ) был образован почти одновременно с введением института полпредства на территории России. Почти потому, что фактически это произошло еще до того, как нынешний полпред ПФО официально вступил в должность. Сразу после подписания указа о создании полпредства Сергей Кириенко обратился к своему давнему советнику и помощнику Петру Щедровицкому с вопросом о том, готов ли тот и сеть экспертов, работающих с ним, сотрудничать в будущем Приволжском федеральном округе. И получил утвердительный ответ.

Основная задача деятельности ЦСИ ПФО - исследование ситуации в округе - экономической, политической, культурной - с целью выделения и поддержки долгосрочных инициатив, направленных на развитие округа. В результате проведенного на начальном этапе деятельности ЦСИ комплексного анализа было выявлено ряд приоритетных направлений проектной работы: пространственное развитие; информационно-аналитическое освоение округа; межнациональный и межконфессиональный диалог; кадры государственной службы; развитие образования и кадрового потенциала; социально-культурные проекты. Руководителем Центра стал философ и методолог Петр Георгиевич Щедровицкий, научным руководителем - профессор, лауреат Государственной премии РФ Олег Игоревич Генисаретский, первым заместителем руководителя Центра и руководителем Комиссии по пространственному развитию - Олег Борисович Алексеев.

Эта структура основана на принципе партнерства, поэтому в ней нет жесткой иерархии полномочий и отношений. "Никому не будет понятна четкая иерархия, потому что ЦСИ является сетевой структурой. Это означает, что она создает элементы этой сети, и потом использует ее ровно в той мере, в какой она адекватна соответствующему проекту или конкретному действию, - говорит заместитель руководителя ЦСИ, - поэтому вы никогда не увидите, привычной нарисованной из квадратиков четкой структуры, где люди ничего не делают и получают зарплату. В ЦСИ такого нет. Нет дела - нет людей. Но всегда есть люди, даже когда нет дела, поскольку они находятся в сети, в режиме ожидания, и всегда могут включиться, они к этому готовы. Это мобильный, современный способ организации".

Многие люди, привлеченные ЦСИ в качестве экспертов, имеют многолетний опыт работы, кто-то отрабатывал свои идеи на малых формах, на экспериментальных площадках. Сотрудничество было поставлено на основу взаимной пользы: экспертам, готовым к реализации общественно значимых проектов, предлагался “политический зонтик” в лице Кириенко, а взамен предполагается помощь в наполнении жизни округа конкретным содержанием проектов. Причем с условием, что, если округ - инновационная государственная структура, значит, его проекты и то, что там делается, должно тоже носить инновационный характер. Практически все реализуемые под началом ЦСИ проекты носят инновационный характер для России.

Перед ЦСИ с момента его создания была поставлена задача найти социальные инициативы либо уже действующие проекты, которые являлись бы ключевыми для территорий, для округа.

Деятельность ЦСИ - образец влияния культурной политики, рассматривающей в качестве приоритета развитие гуманитарных технологий. Подробнее о деятельности ЦСИ рассказал в интервью его руководитель Петр Щедровицкий:

- У Центра СИ ПФО есть несколько задач. Первая задача заключается в том, что мы готовим и выпускаем аналитический доклад, посвященный одной из ключевых проблем. Мы фокусируемся на одной проблеме, которую считаем значимой для стратегического управления в стране. В позапрошлом году такой темой была новая регионализация России. В прошлом - разграничение полномочий и предметов ведения в системе государственного и муниципального управления. Основная задача заключается в том, что проводится аналитическая работа, ориентированная на полномочного представителя, а через него - на всю президентскую вертикаль. Вторая задача заключается в том, чтобы предложить какое-то число проектов, направленных на поиск и отработку путей решения выявленных проблем. И таких проектов на сегодняшний день реализовано как минимум 5. Каждый из них возникал в конкретной ситуации, был направлен на решение этой проблемной ситуации, и сегодня превратился в самостоятельное направление.

- Какие это проекты?

- Создание комиссии по Пространственному развитию, проект Культурная столица, проект Ярмарка Социальных и культурных проектов, комиссия по этно-культурной, конфессиональной и гражданской идентичности и в пятом мы участвовали на его аналитической стадии, это проект, связанный с химическим разоружением. Участие наше в нем завершилось в момент создания комиссии, которую возглавил Кириенко. Во всех названных направлениях мы стремимся не только предложить конкретные механизмы решений, но и закрепить их институционально. Четко выявив, где тот уровень, которым может заниматься Округ или отдельный территориальный субъект, а где тот уровень, которым должна заниматься Федерация.

- Что происходит с проектами, которые, развиваясь, выходят на Федеральный уровень? Не перестают ли они существовать после этого на уровне Округа?

- Если в Округе, а тем более в каких-то отдельных точках субъектов Федерации, нет ресурсов для решения этих вопросов, то какой смысл, как собака на сене, сидеть, "не себе ни людям"? Я считаю, что это нормальная логика процесса. Когда постепенно появляется тот круг задач, который может и должен решать Федеральный центр, и, соответственно, выделяются те задачи, которые можно решать на уровне Округа или отдельных субъектов федерации. Я вообще за то, чтобы создавать, если пользоваться организационной терминологией, консорциум, где есть лидер, и это не обязательно должно быть Федеральное Правительство или администрация Президента. Есть лидер, а есть те, кто присоединяется к этому лидеру и помогает ему. Ведь это слишком объемные и сложные задачи, чтобы кто-то мог их потянуть в одиночку.

- Центры стратегического планирования - структуры, на которые опирается ЦСИ? Для чего они создаются?

- Есть несколько функций стратегического планирования, в их числе можно назвать мониторинг, аналитическую работу, предпроектную разработку, собственно проектирование и авторский надзор за реализацией проекта. И все это в целом укладывается в некоторую цепочку стратегического планирования. Понятно, что для того, чтобы она шла нормально, целесообразно иметь несколько организационных структур, которые связывают между собой локальный, окружной и Федеральный уровни. Поэтому мы достаточно плотно сотрудничаем с ЦСР Москвы, и, как вы знаете, я являюсь членом правления ЦСР Северо-Запад. И одновременно мы создаем ЦСП на уровне городов-миллионников. Столько, сколько необходимо, чтобы решить задачу стратегического планирования.

- Каковы показатели объективно успешного стратегического планирования?

- Первое, что нужно сделать - найти правильный масштаб для постановки задач. После того, как масштаб найден и проблема поставлена, нужно определить вектор, в котором мы будем двигаться для ее решения. И это не простой вопрос - определение вектора, потому что есть много разных интересов, они пересекаются, конфликтуют. Поэтому выбор вектора - это второй шаг. А после того, как вектор выбран, нужно, чтобы именно по нему происходило реальное движение, чтобы не оказалось, что договоренность - отдельно, а реальная практика принятия управленческих решений - отдельно. И это тоже требует существенных усилий по синхронизации процессов принятия решения на разных стадиях со стороны всех заинтересованных участников этого процесса.

Сергей Кириенко ездил в Китай, и ряд ответственных работников на разных уровнях ему говорили, что в соответствии с пятым принципом, по которому сейчас развивается Китай, мы делаем то-то... В другом месте - в соответствии с третьим принципом. А он спрашивал - а откуда вы знаете про эти принципы? - "А про принципы все знают!" Так вот условием успешности реализации стратегии является осознание всеми участниками нескольких простых отправных точек, благодаря которым согласуются их действия. В этом смысле на вопрос "Куда мы движемся", все могут ответить, куда. Все субъекты принятия решений, говоря формально, это представители государства, бизнеса и гражданского общества.

- Случаются ли ошибки на пути стратегического планирования?

- Да, типичная ошибка - это недостаточная сконцентрированность ресурсов для достижения цели в нужные сроки. Если для того, чтобы добиться результата, нужно приложить 50 условных единиц ресурсов, а мы приложили 25, получается, что 25 мы потратили, а цели не добились. Значит, и их потратили зря. Ошибкой может быть и недооценка необходимых усилий, отсутствие реализма в понимании того, что придется делать, либо такой половинчатый подход, когда мы вроде и решили что-то делать, но недостаточно сконцентрировались, чтобы достичь результата.

- Какова роль методологического сообщества в деятельности ЦСИ?

- Прежде всего - задание языка, основных приемов, методов постановки проблем и поиска путей их решения. В этом смысле вкладом методологического сообщества, как бы тавтологично это ни звучало, является метод. Общий метод, который экономит массу сил, времени и позволяет рассчитывать на воспроизводимость результата.

- Скоро ЦСИ исполнится 2 года. Довольны ли вы как руководитель?

- Первый этап завершен. Мы в общем считаем, что те исходные предположения, гипотезы, проектные идеи, которые возникли у нас летом 2000 года, в подавляющем большинстве оказались очень точными и в основном на сегодняшний день реализованы. Сейчас мы находимся в довольно сложной ситуации, когда нужно поставить цели и выбрать приоритеты на несколько лет вперед, что требует от нас более четкой оценки ресурсов – своеобразного проектного минимализма. Потому что очень опасно распыление, опасно взяться за много проектов и потерять ту самую необходимую концентрацию, о которой я говорил выше. Есть целый ряд вопросов, которые на наш взгляд могли бы стать проектами второй волны. По отношению к проектам первой волны, можно сказать что мы, во-первых, не ошиблись в выборе, а во-вторых, добились довольно значимых результатов. Практически все названные темы оказались на сегодня востребованы на Федеральном уровне, на уровне президентской команды. Сегодня задача в том, чтобы сформулировать проекты второй волны. Мы определим их, скорее всего, к осени текущего года.

- Проект Комиссии по этнокультурной, конфессиональной и гражданской идентичности ушел на Федеральный уровень?

- Комиссия осталась окружным проектом, но создано Министерство, в которое ушел заместитель Кириенко Зорин в качестве министра, и в этом смысле часть задач ушла на Федеральный уровень, часть осталась у нас. Мы продолжаем работать над проблемой миграций. Отсюда вытекает значимость вопроса о границе. Оказалось, что тему этнокультурной и конфессиональной политики нельзя брать вне контекста больших миграционных процессов. Возможно, этому будет посвящен один из следующих докладов ЦСИ.

Одним из основных направлений деятельности ЦСИ является работа Комиссии по пространственному развитию. Олег Алексеев добавил к интервью руководителя ЦСИ несколько слов по этому направлению:

- Стратегия - это развитие. Это изначально поставленный вопрос, имеет ли федеральный округ право на реализацию собственной стратегии. Ведь в советское время никто никому не давал возможности какой бы то ни было стратегии вне основной линии партии. Есть мнение, что достаточно стратегии, разрабатываемой на Россию. И эта дискуссия идет до сих пор. А ведь это краеугольный камень, лежащий в основе взаимоотношения государства и общества, различных институтов государства между собой. Вместе с тем, для решения задач стратегического управления в регионах не хватает людей, не хватает опыта управления процессами развития, техник адаптации к глобальным изменениям. Люди не готовы жить и работать в условиях развития.

- И в этом плане создание Центра Стратегического развития...

- Попытка восстановить или создать школу развития.

- Вы, как руководитель Комиссии по пространственному развитию являетесь одним из организаторов прошедшего в прошлом году в Самаре Приволжского Форума "Стратегии регионального развития". Этот проект служит тем же целям?

- Комиссия по пространственному развитию разработала организационный проект и провела этот Форум в содержательном смысле. Была создана еще одна площадка, на которой возможно обсуждение будущего округа.

- Какова вероятность того, что состоится следующий форум?

- Обязательно будет. А в Самарской области в этом году будет Ярмарка социальных и культурных проектов, в Тольятти. На открытии сезона Ярмарки социальных и культурных проектов господину Уткину, мэру города Тольятти вручены "ключи" от Ярмарки. Это очень интересный факт, поскольку на арену таким образом выходят не столичные города, но города, играющие важную роль с точки зрения новой экономической регионализации. Из того, что город - столица, не вытекает, что он является и экономическим центром.

- Одна из функций ЦСИ - публичный ежегодный доклад. Известно, что в этом году вы - его главный редактор и один из авторов.

- Да. Доклад в этом году называется "Стратегия разграничения предметов ведения полномочий и функций". Надо заметить, что в той или иной форме комиссия Дмитрия Николаевича Казака уже с этим ознакомлена, как и президент В.В. Путин. Мы в этом году увеличили тираж вдвое и рассчитываем, что значительно большее число людей сможет прочитать его. Он состоит, как всегда, из сочетания более сложных и более популярных частей, и разные люди найдут там свое.

Дискуссии о том, может ли быть стратегия у субъекта федерации, или единственным субъектом развития и стратегирования является федеральный центр, ведутся до сих пор, сторонники и той, и той идеи существуют даже на уровне руководящих работников правительства. Но проекты Центра стратегических исследований существуют и развиваются, они востребованы как в ПФО, так и на Федеральном уровне, и их значимость для региона очевидна.






Закладки:
Закладки - это специальный сервис, который позволяет легко вернуться к нужному тексту. Нажмите на Добавить страницу, чтобы поставить закладку на любую страницу сайта.
+
Добавить эту страницу


Искать:  
Яндексом


Знаете ли вы что...


  • старый сайт ШКП помещен в архив www-old.shkp.ru
  • обсудить интересующие вас вопросы с братьями по разуму можно на старом форуме


Контакт:
Офис:
Редакция сайта:
Офис:
+7 (095) 775-07-33
Разработка, поддержка, хостинг:
Метод.Ру