О проблемах, с которыми сталкивается при разработке региональной стратегии развития Центр стратегических разработок “Северо-Запад”, рассказал в интервью корреспонденту “Страны Ру” Павлу Дзыгивскому научный руководитель Программы ЦСР, философ Петр Щедровицкий.
Сегодня мы плохо чувствуем тот язык, на котором можно говорить о далеком будущем. Нам очень трудно ответить на вопрос, как будет устроен мир, Россия, наконец, мы сами через 20 лет. Это неимоверно сложно, ведь каждый из нас склонен мыслить будущее как аналог либо прошлого, либо настоящего. Многие наши нынешние разногласия вызваны разным видением будущего. Не секрет, что каждый из нас действует так сегодня, потому что у него есть определенное представление о том, что будет завтра. Если удастся построить согласованный образ будущего, то целый ряд сегодняшних конфликтов и противоречий можно устранить или вообще избежать. Поэтому ключевая задача работы Центра – создание коммуникативной площадки и выстраивание языка для выражения с его помощью тех интересов, целей и образов будущего, которые несут на себе разные социальные, профессиональные, этнокультурные сообщества.
Прежде всяких схем и концепций, существует ли у Вас образ будущего нашей страны? Успехи какого современного государства влияют на этот образ?
Очевидно, что у нас не получится так, как в Америке, Швеции или Китае. Получится только как в России. Социальные системы не конструируются, они всегда вырастают, складываются. Осмысление того, что стратегия должна быть написана на русском языке и должна учитывать неповторимые реалии нашей страны и Северо-Западного региона, очень важно. Для тех же, кто механически пытается перенести какие-то “правильные” решения, стратегия не нужна.
Есть ли у Вас экономические критерии для определения целей?
Надо помнить, что любое экономическое развитие в индустриальной парадигме – это система займов у будущего. Ваш вопрос о мере, о единицах измерения будущего. При всей неконкретности моего ответа, я скажу так: цель в том, чтобы как можно большее число жителей страны чувствовали себя нужными. Открытость, наличие расширяющегося поля возможностей для приложения сил может быть одним из критериев оценки проектов. На языке экономики это называется ростом – повышением производительности общественного капитала. Существует ряд методологических подходов, согласно которым именно этот показатель является интегральным. Общественный капитал понимается и как производственный, и как политический, культурный, образовательный капитал. Этот критерий будет положен в основу оценки и наших конкретных проектов, и стратегических линий развития.
Центр стратегических разработок работает в Санкт-Петербурге с ноября 2000 года. Что уже сделано за этот период?
За это время нам удалось определить подходы к самой задаче разработки стратегии развития России. Одним из них является принцип широкого привлечения интеллектуальных групп, общественных сил, хозяйственных субъектов, региональных администраций. Первым нашим шагом стало заключение с главами субъектов Федерации рамочных соглашений о сотрудничестве. И каждый раз мы обсуждали два вопроса. Во-первых, зачем этому субъекту нужен Северо-Запад как более широкое экономическое, культурное и социальное пространство? И второй – какова роль этого региона с его культурой, историей, населением, уникальной хозяйственной морфологией и инфраструктурой в развитии Северо-Запада? Уже подписаны соглашения с Карелией, Вологодской, Архангельской и Новгородской областями. В марте мы планируем подписать такие же соглашения с Санкт-Петербургом, Ленинградской областью, Республикой Коми и Калининградом.
В раках этих договоренностей во всех регионах будут созданы рабочие группы. В межрегиональный коллектив войдут до 100 человек, представляющих не только действующие администрации, но и науку, образование, культуру, общественные организации. Этот коллектив уже во второй половине мая подготовит пакет предварительных документов, среди которых будет доктрина развития Северо-Запада России и контуры концепции социально-экономического развития с пакетом проектов, которые касаются наиболее приоритетных для региона вопросов на период до 2010 года. Доктрина должна быть ориентирована на еще более долгосрочную перспективу.
Второй аспект проблемы. Плоха та стратегия, которая не учитывает геоэкономический фактор. Вряд ли Россия пойдет по изоляционистскому пути, скорее наоборот, мы будем всё более открыты к мировым изменениям. Северо-Запад объективно тяготеет как к европейскому, так и к Баренцево-Арктическому измерению мирового процесса. Поэтому перед нами стоит задача учесть ту политическую и экономическую динамику, которая характеризует эти два мировых региона – Европейский и Арктический. Один из ключевых вопросов сегодня – это поиск модели включения Северо-Запада России в международный контекст. Делаться это должно не на правилах “одностороннего” диалога, когда Запад диктует, как нам жить.
Диалог должен быть равноправным.
Какими, на Ваш взгляд, должны быть результаты работы Центра стратегических исследований “Северо-Запад”?
Самым первым результатом станет оценка ресурсов и согласование уже имеющихся планов развития регионов. Уже сама возможность посмотреть, что у соседа получается сегодня лучше или иначе, чем у тебя, может быть очень полезной. Разработчики стратегии, которых мы сегодня привлекаем, зачастую, не имели раньше возможности встречаться с коллегами из других регионов. Сегодня такое взаимодействие началось.
Далее, мы совместно разработаем ряд идеологических документов, которые очертят возможные горизонты и цели развития Северо-Западного региона. Думаю, что нам удастся определить и ряд механизмов достижения этих целей.
По итогам нашей работы я не исключаю и возможности принятия каких-то документов прямого действия – либо законодательных актов, либо управленческих распоряжений.
Павел Дзыгивский, Санкт-Петербург