ШКП.ру | Версия для печати | Адрес документа в интернете: http://www.shkp.ru/lib/publications/4 | Вернуться

Петр Щедровицкий: "Через пять лет в стране не будет дотационных регионов"

Дата: 20:29 29.06.2002
Источник публикации: "Известия Мордовии", N 30, 30 мая 2002
Автор: Владимир КИРИЛЛОВ

На этой неделе в Саранске состоялось обсуждение доклада Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа "Полномочия, функции и предметы ведения в стратегической перспективе развития государственности". На первый взгляд кажется, что этот документ интересен исключительно для экспертов, аналитиков и сотрудников научных учреждений. Однако это не так. Все мы хотим жить в современном и эффективном государстве, и этот доклад помогает понять каждому, каковы ближайшие перспективы развития российской государственности. На вопросы корреспондента "ИМ" отвечает директор Центра стратегических исследований Петр Щедровицкий.

- Петр Георгиевич, Центр стратегических исследований - это, как я знаю, достаточно молодое научное учреждение?

- Да, оно было создано в 2000-м году вместе с образованием федеральных округов.

- А что этому предшествовало?

- Указ Президента страны о создании округов и решение С. Кириенко о необходимости поддержки деятельности аппарата Полномочного представителя со стороны экспертов и научных кругов.

- Не могли бы Вы чуть-чуть попроще, более доступными словами объяснить суть доклада?

- Попробую. Начнем с пяти основных тезисов. Первый тезис - президентская власть, с нашей точки зрения, отвечает за стратегическое развитие. Второй тезис заключается в том, что любое полномочие имеет три стороны - нормативную, управленческую и ресурсную. Если эти три стороны не сбалансированы друг с другом, возникают различные противоречия - нормативная есть, а ресурсов для ее осуществления нет, нормативная и ресурсная есть, а управленческих функций под нее сделать не можем и т. д. Третий тезис заключается в том, что полномочия могут передаваться с одного уровня власти на другой. Когда мы говорим "разграничить полномочия", мы должны быть готовы к тому, что это разграничение происходит не на 200 лет вперед, оно может меняться в зависимости от обстоятельств.

Пример. Усилился феномен международного терроризма - в этом случае часть функций обеспечения безопасности должна быть передана не только с регионального уровня на федеральный, а даже со странового уровня на надстрановой. С международным терроризмом одна страна справиться не может. Другой пример. Если мы говорим о каких-то экологических проблемах, то должны понимать, что экология Волги охватывает не только Приволжский федеральный округ, но и Центральный. Вопрос экологической безопасности Волги не может решаться для одного отдельно взятого Поволжского региона. Четвертый тезис заключается в решении вопроса о разграничении полномочий. Пятый тезис. Стратегической перспективой развития российской государственности, с нашей точки зрения, является федерализм. Более того, расширенный федерализм, где субъектами федеративных отношений могут становиться не только территориальные образования.

- А кто еще?

- Например, конфессиональные или профессиональные сообщества. Это тоже очень сложный круг вопросов, который требует теоретического и практического обсуждения.

- Мордовия стала шестым регионом, где прошло обсуждение вашего доклада. Мне кажется, поднимаемый сегодня вопрос о возможном укрупнении регионов обсуждался и на предыдущих встречах?

- Как ни странно, нет. Дело, наверное, в том, что у кого чего болит, тот о том и говорит. В принципе, проблему укрупнения регионов я бы сформулировал так: через 5-7 лет в стране не должно быть дотационных регионов. Само понятие "дотационный регион" бессмысленно. Если субъект Федерации не может себя прокормить, значит, здесь делается что-то не так. Надо разбираться с причинами, а не со следствием.

- Как в двух словах можно охарактеризовать доклад ЦСИ?

- Каждый гражданин России должен знать, как устроена система государственного управления, кто за что отвечает.

- То есть Вы советуете каждому россиянину ознакомиться с этим документом?

- Речь идет, как минимум, о специализированных учебных заведениях, о специалистах, который в той или иной степени задействованы в системе государственного управления. Хотя, было бы идеально, если бы в этом разбирались все.

Наверх


© 1998-2002, Школа Культурной Политики. При перепечатке ссылка на сайт ШКП обязательна.