Моя лекция посвящена теме, которая звучит так: "Гуманитарно-технологическая перспектива, или Эпоха культурной политики".
Как вы знаете, я впервые заговорил о культурной политике восемь лет тому назад. Тогда этот термин еще был немодным. Меня все время спрашивали: что понимается под культурной политикой?
Я отвечал уклончиво, поскольку считал и до сих пор считаю, что неопределенность содержания и многоосмысленность, а точнее, возможность вкладывать в одно и то же понятие или в один и тот же термин несколько разных смыслов, есть всегда благо для междисциплинарной и просто человеческой коммуникации.
Надо пользоваться возможностями, которые предоставляют нам язык и мышление, позволяя играть на неопределенности содержания и различии смыслов.
Однако за эти восемь лет многое изменилось. Сейчас о культурной политике говорят, если не все, то почти все. Поэтому я хотел бы в своих лекциях с большей определенностью прояснить свое понимание того, что такое "культурная политика", почему я об этом говорил восемь лет назад и все эти годы и о чем, на мой взгляд, нужно говорить теперь.
Калининград очень важный для меня город. В 90-м году в помещении мэрии я читал лекцию и, в частности, все время обсуждал, почему понятие "свободная экономическая зона" - это плохое понятие, а понятие "особая экономическая зона" - хорошее. Теперь - это почти официальная федеральная политика.
Это впрямую касается темы, которую я заявил, потому что во многом культурная политика - это правильные слова.
Такие слова, которые собирают на себе энергии разных человеческих воль и устремлений - на какое-то время. Но этот период всегда очень короткий. Он проходит. Слова устаревают и больше не стягивают на себе человеческую энергию. Значит, нужно искать новые слова, новые идеи и новые интуиции.
* * *
Несколько слов о том, что я делал в течение последнего года. За это время удалось осуществить 5 проектов. Я их назову и коротко охарактеризую. При этом в конце каждой характеристики я буду говорить: "И это предмет культурной политики"...
Ко мне обратилась администрация Архангельской области с обычным сюжетом: бюджет просел, собираемость налогов упала более чем вполовину; естественно, что в рамках таких бюджетных возможностей первыми страдают т.н. "бюджетные сферы".
Население Архангельской области 1,5 миллиона человек. Это зона климатического севера. Понятно - не топить там нельзя. А вот зарплату не платить уже как бы и можно. Плюс новый губернатор, исполняющий обязанности, назначен в апреле 96-го года. Из Москвы. Указом президента. А выборы назначены на декабрь... Отсюда проблематика предвыборных обещаний и поступков...
И вот в такой ситуации мы находим формулировку главной задачи: "Разработать план первоочередных антикризисных действий администрации области".
Мы плотно работали около двух месяцев и создали любопытный документ "План антикризисных действий". Он содержал 12 проектов, осуществить которые должна была региональная администрация.
Когда я вскоре приехал в Архангельск, то с удивлением обнаружил, что из 12 пунктов шесть они сделали. Это очень высокий показатель модернизации регионального управления. Я, честно говоря, полагал, что они сделают два, ну, может быть, три. Они сделали шесть. И обсуждали корректировку плана! И поиск новых заходов к тому, чтобы осуществить остальные 6. Те, кто следит за политической ситуацией, знают: этот губернатор выборы выиграл.
Описанное выше есть предмет культурной политики.
Второй сюжет можно озаглавить "Разработка программы (концепции) снижения ущербов от банкротства крупного предприятия".
Представьте предприятие в Ростовской области. При социализме оно производило 80 000 единиц продукции сельхозмашиностроения. А в 96-м произвело полторы тысячи и продало 1200.
Когда-то там работало 55 тысяч человек. А в описываемое время - 34 тысячи. С ним связано в технологическую цепочку одиннадцать заводов. Эти заводы являются градо- и поселкообразующими для 11 городов и поселков Ростовской области. 25% жилого фонда областного центра - собственность предприятия. Практически два района крупного города проживают целиком в жилье этого предприятия.
И вот ситуация. Старый генеральный директор, уверявший, что придут коммунисты и "все образуется", подал в отставку. Когда новый начал разбираться, волосы у него встали дыбом. И хотя он не мог принять формулировку о банкротстве (да банкротство здесь впрямую и невозможно, ибо основной кредитор - государство, и всю ответственность за распад предприятия несет оно же), но идея минимизации ущербов была принята.
Мы в течение 4 месяцев разрабатывали концепцию. И разработали. И несколько из ее направлений стали реализовываться. И реализуются до сих пор.
То, с чем мы работали в Ростове, предмет культурной политики.
Третий проект - это комплексное проектирование, организационное сопровождение и системное консультирование предвыборной кампании кандидата на пост главы администрации Красноярска.
Я там читал лекции по педагогике. И вот за 22 дня до выборов меня попросили проконсультировать кандидата в мэры, а тогда и.о. главы администрации города Петра Пимошкова. Разобравшись в ситуации, я пришел к выводу, что он проигрывает. То есть за 22 дня до выборов он был в нормальном положении - где-то поровну у него и его основного конкурента. Но его проигрыш был более чем вероятен, потому что с противником работала группа профессиональных консультантов.
Я знаю почти всех, кто работает на этом рынке. Знал и тех, кто работал с соперником. Понятно, что профессиональная кампания, даже если она слабо финансируется (а эта кампания и финансировалась нормально), выигрывает. Понятно, браться за проведение избирательной кампании за 22 дня до выборов мне, как человеку, не специализирующемуся в этой области, сложно. Поэтому я сформулировал задачу и свою, и проекта следующим образом: попробовать выровнять шансы кандидатов.
Я исходил из предположения, что если на одной стороне работают профессионалы, а на другой - ведется любительская кампания, то надо попробовать сделать все, что позволило бы избирателю сопоставить это как сопоставимые единицы в одном пространстве, и дать ему возможность сделать выбор.
Две недели я потратил на реорганизацию штаба и программы - выкинул из нее все, что не работало на привлечение избирателя, а противоречило этой цели. А в последние восемь дней готовая агитпродукция была вброшена в ситуацию. Наш кандидат получил в первом туре 58% голосов. И выиграл.
То, что я описал - есть предмет культурной политики.
Четвертый проект...
Я не случайно рассказываю о них так подробно. И не случайно каждый раз повторяю: "И это - предмет культурной политики"...
Ко мне обратилась администрация Саратовской области с просьбой помочь подготовить договор о разграничении полномочий между субъектом Федерации и федеральными органами управления. И не столько сам договор, сколько набор соглашений, регулирующих взаимодействие между федеральными органами управления и региональной администрацией по конкретным объектам.
А объекты там смешные. Например, атомная электростанция, или завод по уничтожению химического оружия, и еще что-нибудь в этом роде. И, конечно, как всегда у нас бывает, все это должно было быть сделано вчера.
А одновременно кто-то продвигал документы в администрации президента. И додвигал их до того, что там пообещали: Ельцин подпишет их вот прямо сейчас.
Но поскольку "правая рука не знает, что делает левая", правая добилась, что подпись будет, а левая ничего не приготовила к подписанию. И вот под Новый год все должны писать. В том числе - новое областное правительство, которое только входит в дела, и не то что документ подготовить не может, а не знает сотрудников в отделах.
Вот в таких обычных для России условиях мы им сделали черновой вариант документов.
Я исходил из простой концепции... Я и сейчас из нее исхожу, хотя большинство документов уже подписано. Вот она: тогда правительство готовило среднесрочную программу на ближайшие 4 года. Наши тексты остались бы бумагой, если бы не включали принципы взаимодействия федерального и областного правительства по реализации этой программы в области с использованием ресурсов центра. Что нужно было сделать? Взять программу правительства, проанализировать и написать набор соглашений в количестве 15 штук в языке федеральной программы, заложив туда ключевые идеи, выношенные правительством.
Дальше было все так: в администрации президента и в правительстве вышла оторопь. Там прочли документ и сказали: это интересный новый поворот! И все благополучно подписалось.
И это, конечно же, предмет культурной политики.
Наконец - пятый проект. Самый любопытный. Снова комплексное проектирование, организационное сопровождение и консультирование кандидата на пост губернатора Амурской области. Эта область находится там - на Дальнем востоке. Население - миллион человек. Известна она тем, что там строился БАМ.
И.о. главы администрации области Юрий Лешко проиграл выборы кандидату левых Анатолию Белоногову с разрывом в 189 голосов. Но при проведении выборов был целый ряд нарушений. И суд признал выборы недействительными, после чего основные претенденты плюс еще четыре начали готовиться к кампании.
Область характеризуется уровнем деиндустриализации более высоким, чем в среднем по России. Но там есть золото, добыча которого уже не финансируется государством, но еще не финансируется негосударственными структурами.
Кроме того, там есть сельское хозяйство - производство 80% российской сои - экспортного продукта. Но нет ни переработки, ни возможности для внедрения нормальной технологии. Урожайность низкая, плюс она занижается, чтобы половину этого урожая продать в Китай за "зеленые"... знаете: "Весь покрытый "зеленью", абсолютно весь, остров невезения..." Это про Амурскую область. А БАМ - это 70 тысяч железнодорожников и их семей. Но зарплата им не выплачивается.
В этих условиях альтернативный кандидат - председатель областного Совета - "отвязался" на полную катушку и при мощной поддержке московских коммунистов пошел в наступление. В его распоряжении была великолепная, всем советую выписывать, газета "Амурская правда". Издание на порядок лучшее многих федеральных. Там работают 2-3 отличных специалиста по пропаганде, может быть, еще со старых времен.
У Белоногова было 5 тысяч активистов, поддерживающих КПРФ. Плюс - Зюганов, Рыжков, Горячева, Севастьянов, посетившие область в ходе кампании... Плюс - все местное кабельное телевидение.
В этой ситуации за месяц до выборов ко мне обратилось руководство администрации Президента Российской Федерации с просьбой помочь Юрию Лешко достойно проиграть. Как видите, ситуация сложная. Все мои приятели, которые называют себя "имиджмейкерами", говорили: "Ты с ума сошел..."
Я их выслушал и решил, что я не "имиджмейкер". Я не занимаюсь выборами, а занимаюсь культурной политикой, и для меня ситуация очень интересна.
И 40 дней я находился в Амурской области.
Наш кандидат проиграл. Но 100 тысяч голосов, которые он набрал в этот раз, он набрал и на предыдущих выборах и, как видим, сохранил свой электорат. Кроме того, удалось обеспечить относительную легитимность этих выборов. Явка была более 60%.
Здесь я подвожу черту. И говорю: "И это предмет культурной политики".
Загрузить файл Первая лекция [172 Кб]