- В Чечне прошел референдум, республика и центр выходят на договор, в котором ей обещана самая широкая автономия. Выходит, федерация снова становится асимметричной?
Давайте дождемся окончания, текущего этапа. Мы находимся в ситуации, когда приходится работать с последствиями управленческих решений, которые принимались на рубеже 90-х годов. Единственный вывод, который сейчас имело бы смысл сделать, состоит в том, что в сфере государственного строительства нельзя принимать скороспелых решений. Это очень сложная материя, столь конфликтная и столь длительная по своим вероятным социально-политическим и психологическим последствиям, что здесь должен действовать принцип «Семь раз отмерь, один раз отрезай. Или вообще не отрезай».
- Вы поддерживаете идею укрупнения регионов в России? Если да, должно ли укрупнение затронуть республики?
Укрупнение укрупнению рознь. В государственно-правовой сфере очень важным является не «что», а «как». Укрупнение, полученное одним методом, и укрупнение, возникшее другим, - это разные реальности. Если завтра сядет некий умник с циркулем и линейкой в руках и произведет укрупнение (разукрупнение, перенарезку) - это процесс негативный, независимо от того, какие основания были у умника в голове. Он может при этом руководствоваться самыми благими намерениями и исходить из любых концепций рациональности).
Этот процесс, с другой стороны, может идти за счет объединения соседних сообществ ради достижения каких-то целей... Мы прекрасно знаем из истории, что начиная с XII века в Европе идет процесс федерализации, который представляет собой добровольное и целесообразное объединение местных общин для решения класса общих для них задач – обороны, экономического развития и т.д.. Большинство федераций так и создавались - не через разделение ранее унитарного пространства на части, а через объединение для решения общих задач. И поэтому если население, находящееся на сегодняшний день в разных административных образованиях, решит, что есть задачи, которые надо решать совместно, и объединится, то это надо оценивать как нормальный, имеющий соответствующую правовую технологию и соответствующий исторический опыт, процесс.
Что касается того, что по Конституции республики имеют статус государства, то конституция - рукотворное образование. Ее писали определенные люди с определенным уровнем понимания и в определенный период. История показывает, что документы всегда переписываются. Вечных вещей в человеческой деятельности не существует. Даже содержание понятий, для обозначения которых в разные исторические периоды используется общий термин отличается друг от друга и меняется во времени.
- Как вы думаете, законопроект о местном самоуправлении принимается и начнет действовать вовремя? Или мы запаздываем, торопимся с ним?
Если взять план, связанный с формированием местного, муниципального сознания, оформленность базисных институтов и процедур самоуправления, - например, когда сообщество, проживающее на определенной территории, собирается для обсуждения и решения общих вопросов, определяет ресурсы, которые оно готово на это направить, соизмеряет свои желания с этими ресурсами, сегодняшними и завтрашними, - то можно сказать, что законодательная практика в данной области опережает естественный процесс. Уровень самоорганизации и самоуправления у нас остается достаточно низким.
Другое дело, что в человеческой деятельности нет чисто естественных процессов. Все процессы носят искусственный характер. Поэтому, если не формировать это, оно никогда и не сформируется. Или сформируется через тысячу лет, что для нас означает, что никогда.
Если в качестве отправной точки мы берем процессы международной интеграции, универсализации права, в том числе в области пространственного развития, которые происходят сегодня по всей Европе, то здесь мы запаздываем.
Это создает существенный разрыв в понимании и способах действия элиты. Головой мы находимся там, в европейском и мировом процессе, а ноги и нижняя часть тела – на земле. Получается сколиоз, вызванный неравномерностью нагрузки на голову и ноги.
Что касается сроков, то с учетом идущей параллельно трансформации энергетики и естественных монополий, земельной сферы, коммунальных инфраструктур, жилищного хозяйства, то период, который обозначен в проекте закона и в соответствующих разъяснительных документах как переходный, будет идти еще лет десять.