ШКП.ру | Версия для печати | Адрес документа в интернете: http://www.shkp.ru/lib/publications/64 | Вернуться

Методология может все

Дата: 11:27 18.03.2004
Источник публикации: "Эксперт", N 9 (413), 8 марта 2004

Отечественный мыслитель поставил перед собой задачу создать оригинальную российскую философию, с помощью которой можно будет из самостоятельно мыслящих граждан воспитать элиту.

Двадцать третьего февраля философу и методологу Георгию Щедровицкому исполнилось бы 75 лет. В тот же день его ученики и последователи отметили 50-летие созданного им Московского методологического кружка. К двойному юбилею издательская группа «Наследие ММК» и Школа культурной политики выпустили подборку книг, посвященных деятельности Г. П. Щедровицкого. Философ всегда стремился передать свои идеи максимально широкому кругу людей. Похоже, теперь это и впрямь становится возможным.

Щедровицкий родился в 1929 году. Тот год Главный Большевик страны объявил годом «великого перелома» и борьбы с «меньшевистским идеализмом». По случайному совпадению группа европейских философов — Венский кружок — тогда же заявила программу разработки научной философии.

Спустя двадцать лет деканат физфака МГУ рекомендует Георгия Щедровицкого, студента III курса, на создаваемое отделение ядерной физики — в группу, которой в дальнейшем было суждено сделать оружие нового поколения. В ответ он подает заявление с просьбой о переводе на философский факультет. В те годы на факультете сложилась уникальное сообщество студентов и аспирантов, где четверка ближайших друзей— Георгий Щедровицкий, Александр Зиновьев, Борис Грушин и Мераб Мамардашвили — создавала пространство коллективного размышления и духовной свободы. Перемещаясь по факультетским аудиториям, московским бульварам и пивным, они обсуждали проблемы логики, задающие правила и методы мышления. Избегая лобового столкновения с философским и партийным официозом, они пытались построить новую методологию мышления и решения проблем: как собственно научных, познавательных, так и практических — проектных и управленческих. Проанализировав «Капитал» Маркса, они выяснили, что эта работа содержит логику, которая может заложить метод и основания гуманитарного знания XX—XXI веков, мышления, которое позволяет не только описать, но и изменить мир. Несмотря на дальнейшее содержательное расхождение, и Мамардашвили, и Зиновьев, и ГП (так друзья называли Щедровицкого) всегда считали, что именно Маркс заложил методологические основания ведущих философских тем XX века.

Отличие марксовской «содержательно-генетической» логики от формальной, неизменной со времен Аристотеля, заключалось, по мнению ГП, в способности описать мышление и законы его функционирования. Аристотелева логика описывает нормы правильного силлогизма, между тем как содержательно-генетическая логика понимает мышление как деятельность, а не как субстанцию или психологический процесс. Отсюда же вывод про то, что деятельность мышления — социальна, социум — та абстрактная единица, из которой методом восхождения от абстрактного к конкретному нужно выводить и мышление, и язык, и психологию индивида.

Новая логика и методология с самого начала претендовали на то, чтобы стать инструментом решения актуальных мировых проблем — в условиях, как позже писал ГП, принципиальной «неполноты информации» и необходимости осуществлять «коллективную распределенную деятельность». Интересно, что вопросы методологии мышления с середины 60-х становятся все актуальнее; в конце же XX века происходит подлинная методологическая революция — как в социально-гуманитарных, так и в естественных науках. В наше время ведущие мировые мыслители начинают осторожно повторять те идеи, которые высказывались создателями новой логики уже в конце 50-х — начале 60-х годов прошлого века.

ГП не уставал доказывать, что для развития страны требуются прежде всего тысячи и десятки тысяч самодеятельных граждан, умеющих самостоятельно мыслить, способных противостоять диктату любой организации, будь то государство, профсоюз или транснациональная компания. Именно в выращивании «новой интеллигенции», или, как сейчас модно говорить, новой меритократии — элиты, берущей на себя миссию и риски развития, — Г П. Щедровицкий видел историческую миссию созданного им Московского методологического кружка, через который » 60-е и 70-е годы прошло не одно поколение студентов, аспирантов и специалистов. Все они готовы были ради методологии изменить психологии и лингвистике, математике и физике, химии и педагогике, инженерии и геологии, архитектуре и градостроительству.

Г. П. Щедровицкий постоянно подчеркивал, что страна, не обладающая оригинальной философией, а значит, и связным, целостным мировоззрением, врядли способна на равных участвовать в мировой кооперации — как в культурной и политической, так и в экономической. Без конкурентоспособной философии и идеологии нельзя обеспечить конкурентоспособность товаров и услуг. На взгляд ГП, российской философией должна была быть методология мышления и деятельности. На вопрос Аристотеля «что есть сущее?» отечественный философ ответил бы так: сущее есть человеческая деятельность и мышление, понятое как деятельность. Вызов современности в том, что этой деятельностью нужно уметь управлять.

В 1968 году Щедровицкий подписал письмо в защиту Александра Гинзбурга и Юрия Галанского, после чего был, разумеется, исключен из партии и лишен возможности публиковаться. Результат же оказался весьма неожиданным: доклады и лекции ГП стали расходиться по стране во множестве магнитофонных записей — как песни Владимира Высоцкого и монологи Михаила Жванецкого. ГП обрел известность, какая официальным «академикам» от философии и не снилась.

Для практического осуществления своих идей Щедровицкий в 1979 году разработал метод коллективного решения проблем — так называемую организационно-деятельностную игру (ОДИ). ОДИ тоже можно рассматривать как реализацию марксовских установок. Маркс говорил о новом обществе, в котором не будет принуждения — ни экономического, ни административного, а будет совместный труд свободных тружеников. ОДИ была попыткой построить механизм организации совместного труда и управления трудом, в основе которого не экономическое и административное принуждение, а втягивание в пространство совместных смыслов и целей.

Первую игру, согласно легенде, спровоцировала невзначай брошенная ГП на одной из конференций фраза: «Методология может все!» Ее услышал попавший в безвыходную ситуацию директор одного из проектных институтов. Приглашенные москвичи сумели организовать коммуникацию, взаимодействие, а затем и совместную работу представителей различных профессиональных позиций и групп интереса по решению общей проблемной ситуации. В 80-е годы ГП практически все свое время уделял проведению различных игр. Руководители учреждений, предприятий, вузов, профессиональных ассоциаций и общественных организаций предъявляли свои инженерные, педагогические, градостроительные, и управленческие проблемы, а команда ГП предлагала наработанную в кружке технологию организации коллективной коммуникации и коллективного мышления. При этом Щедровицкий исходил из известного тезиса профессора Преображенского: «Разруха не в клозетах, а в головах». После первого успеха заказы на игры стали поступать со всей страны. К концу 80-х ГП провел более 100 игр, его ученики — еще столько же, как минимум.

В начале 90-х, по мере развертывания перестройки, Щедровицкий ощущал, как провалы в мышлении управленческого класса приводят к нарастанию проблем и кризисных явлений. Его цель была сделать методологическое мышление более массовым. ГП неоднократно подчеркивал, что именно изменения в мышлении — самый сложный и самый значимый процесс человеческой истории, равнозначный, как сказал один современный западный философ, «изменению космоса». ГП утверждал, что будущее будет таким,  каким мы его сотворим; сначала в мысли, «на доске», а затем — в меру нашего взаимопонимания и согласованности наших действий — в реальности.

Щедровицкий Г. П. Проблемы логики научного исследования и анализ структуры науки. Лекции-доклады на структурно-системном семинаре (июнь-июль 1965 г.). — М.: Путь, 2004. — 400с. Тираж 1500 экз.

На досках. Публичные лекции по философии Г. П. Щедровицкого. — М,: Изд-во Школы культурной политики, 2004. — 196 с. Тираж 2000 экз.

Познающее мышление и социальное действие (наследие Г. П. Щедровицкого в контексте отечественной и мировой философской мысли). — М.: Ф.А.С.-медиа, 2004. - 543 с. Тираж 2000 экз.

Наверх


© 1998-2002, Школа Культурной Политики. При перепечатке ссылка на сайт ШКП обязательна.