В июне-июле 2001 года Агентство гуманитарных технологий “Депо” по заказу Межотраслевого Технологического института НК “ЮКОС” (г. Москва) открыло серию образовательных игр-семинаров для старшеклассников, проживающих на территориях присутствия Компании “ЮКОС” и обучающихся в системе “ЮКОС-классов”. По словам начальника Центра довузовской подготовки МТИ НК “ЮКОС” О.Я. Огарковой, проект “ЮКОС-классов” был запущен в сентябре 2000 года с целью создания качественной и эффективной системы кадровой подготовки для молодых людей, ориентированных на работу в Компании. Сегодня сеть “ЮКОС-классов” развернута в четырех регионах России – это Тюменская, Томская, Самарская области и Красноярский край. Первый семинар состоялся в нефтяной столице НК “ЮКОС” поселке Пойковском Тюменской области. На нем собрались учащиеся “ЮКОС-классов” из Нефтеюганска (Тюменская область) и Стрежевого (Томская область). Второй - под Самарой, на него съехались старшеклассники из 5 территорий Самарской области. Основной целью игр-семинаров является формирование у старшеклассников основ корпоративного мышления через моделирование “больших” социально-экономических процессов и выбора индивидуального и командного способов позиционирования по отношению к этим процессам. Материалом для работы служили аналитические отчеты по Сибирскому и Приволжскому федеральным округам, “досье” ряда мировых корпораций, материалы прессы, а также лекции экспертов. В поселке Пойковском основная дискуссия развернулась вокруг проблемы, связанной с конкуренцией представлений о Будущем. Ее вели команды, по-разному отвечавшие на вопрос о вкладе, который должна вносить современная Корпорация в социокультурное развитие Северных территорий. “Не удивительно, что эта дискуссия возникла именно в Тюмени, - комментирует ситуацию руководитель семинара, содиректор АГТ “Депо”, кандидат философских наук Александр Попов, - По Индексу Развития Человеческого Потенциала Тюменская область занимает третье место в России после Москвы и Санкт-Петербурга. И если в среднем по стране он составляет 0,693, то по Тюменской области - 0,733. Ведь “Человеческий Потенциал” – это не только сумма формальных показателей средней продолжительности жизни, заработной платы и уровня образованности; он напрямую связан с такой ключевой возможностью, как возможность “приватизации Будущего”. Иметь артикулированные стратегии собственного Будущего – большая роскошь и огромный ресурс территории. И, кроме того, только такое насыщенное пространство разных оценок, версий и позиций может стать для молодого поколения по-настоящему образовательным”. В Самаре главным событием семинара стали предвыборные дебаты команд на тему: “Концепции развития малых городов Приволжского федерального округа”. К выборам команды подошли с трехдневным опытом размышления и принятия решений относительно того, какие из предприятий, учреждений и организаций, реально находящихся на территории ПФО, должны стать градо- и регионообразующими. Вопрос об ответственности за высказываемые идеи, столь проблематичный не только в подобного рода играх и семинарах, но и в образовании в целом, решался также, как и в условиях реальных стратегических разработок – участники несли ответственность за собственное мышление. Кстати, в последний день семинаров ребята писали эссе на тему: “Как я мыслю собственную образовательную стратегию”. Как отметила эксперт АГТ “Депо”, кандидат философских наук Ирина Проскуровская, “образовательные эффекты, которые наблюдались на этих семинарах и о которых говорили сами ребята, связаны, прежде всего, со спецификой нашей технологии, разрабатываемой в рамках одного из сетевых проектов АГТ “Депо” - Сибирской Школы-лаборатории гуманитарного образования. Эта технология существенным образом отличается как от психологических, так и от имитационно-ролевых игр, лидирующих сегодня на рынке образовательных услуг и активно задействованных в процессах кадровой подготовки. Мы считаем, что главная проблема этих технологий состоит в том, что сегодня перестало быть актуальным одно фундаментальное допущение, на котором они основаны, а именно - различение логики подготовки к деятельности и логики реализации деятельности. В открытой ситуации, в ситуации постоянной смены ситуаций, или развития, это различение не работает. Невозможно сначала психологически или на “игрушечных” объектах подготовиться к деятельности, а затем успешно начать ее осуществлять. И приходится делать то, что было названо психологом Борисом Элькониным “созданием пробных полей и тел”. Мы называем это рамочными технологиями, когда участники, например, за счет работы с понятием “гуманитарной карты” и введения аналитического контекста, начинают присваивать рамку регионального развития”. Еще одна цель семинаров в Пойковском и Самаре заключалась в оценке возможностей перехода к разработке на базе модели региональных “ЮКОС-классов” полного технологического цикла образования и довузовской подготовки, основанного на профессиональном и личностном самоопределении старшеклассников по отношению к процессам современного регионального развития (и к деятельности Компании как субъекту такого развития). Это тем более важно, что вопрос о перспективной модели старшей школы в России до сих пор открыт и остается местом наиболее горячих дискуссий. Участие Компании такого уровня в решении государственной задачи может стать совершенно новым явлением в российской общественной жизни, что, впрочем, совпадает с приоритетами как кадровой, так и социальной политики НК “ЮКОС”. tel: +7 (3832) 139722 fax: +7 (3832) 397488 e-mai:l depo@nm.ru web: www.depo-org.nm.ru [Пресс-релиз июль 2001] |