Генисаретский (к вопросу о проживании в институциональной модальности «здесь и теперь»)
- Вы наверное замечаете насколько многообразно и разносторонне сотрудники обсуждают и проживают в коридорах принятые и не принятые решения, или обстоятельства их принятия. Был известный психотерапевт в Освенциме, который описал 3 вопроса обсуждавшиеся заключенными – что ест начальство?, что будем есть мы? и что делает начальство, чтобы его повысили?.
Щедровицкий П.Г.
- Мне нравится все ответы давать на примерах. У меня была история, когда я долго консультировал алмазную компанию в Якутии. И там одной из задач был оргдизайн. Было здорово – и мы, и заказчики в этом ничего не понимали. А потом взяли и создали исследовательский отдел. Через некоторое время проходила конференция, на которую со всего мира съехались люди, которые занимаются торговлей бриллиантами и алмазами. На конференции работало несколько секций, занимающихся исследованием рынка, в том числе секция исследования рынка, а в его составе – маркетинговый отдел. И я не забуду ситуацию, когда на круглом столе сидел огромного размера еврей, который на 215 миллионов долларов в год торгует на алмазо-бриллиантовым сырьем. И там же сидит начальник этого исследовательского отдела. Разговор про маркетинг и исследование рынка идет по кругу, но видно, что они друг друга совсем не понимают. Мне стало интересно, я принялся беседу «вытягивать»: «А вот это как? А вот это?» В конце концов, огромный еврей разозлился и, глядя мне в глаза, сказал: «Вы поймите, я каждый день исследую рынок! Потому что я каждый день продаю. И каждая моя продажа - это исследование рынка!» Понимаете? А исследовательский отдел компании «Алмазы России - Соха» никому, никогда в жизни никакие алмазы не продал. Потому что этим занимался другой отдел. Правда, этот «другой отдел» тоже никому ничего не продавал – этим занимались другие.
Щедровицкий ПГ
"Когда-то меня сильно поразил принцип работы в японской школе. Одна моя знакомая, которая работала с японцами, показывала фильм про 1 сентября в Японии. Там тоже первоклассники приходят в школу, букетики цветов – все как у нас. А потом на трибуну выходят люди, человек двадцать, и что-то говорят. Я спрашиваю: «А это кто?» «Новые учителя». Я говорю: «Ничего себе! Столько много?» А мне отвечают: «А у них в законе оговорено, что раз в три года учитель должен менять школу. Чтобы не застаивались и не консервировались межличностные отношения в педагогическом коллективе».
Щедровицкий ПГ (в разных местах, но по одному и тому же поводу) – Подходит Илья Муромец к камню на распутье ... а там, куда не пойдешь голову потеряешь. Стоит Илья Муромец в раздумьях – а сверху голос - Думай быстрей, а то голову потеряешь.
Генисаретский (о месте и времени самоопределения)
– я недавно видел передачу про разведчиков… там выступает представитель по связям с общественностью из СВР и говорит - Мы прогоняем сотрудников через детектор лжи для того чтобы сотрудник лучше понял свои возможности,... и этот вопрос гуманен.
Щедровицкий ПГ - Рэндовцы прислали текст о национальной инновационной системе, который начинается так – Все очень быстро меняется, рассмотрим это как константу...
Щедровицкий П.Г.(в обсуждении вопроса о том, что есть корпорация и школа).
В магазинчик, торгующий очками, пришел стажер. Там продавец – старый еврей. Приходит покупатель. Посмотрел очки, спросил сколько они стоят. Стажер: «Восемь долларов». Человек купил очки и ушел. Старый еврей подходит к стажеру и говорит: «Ты неправильно действуешь. Когда покупатель взял очки в руки, ты должен внимательно смотреть ему в глаза. Он спрашивает: «Сколько они стоят?» Ты отвечаешь: «Восемь долларов», - а сам внимательно смотришь ему в глаза. И если увидишь, что клиент считает цену не очень высокой, говоришь: «За оправу. И три доллара за стекла». И внимательно смотришь в глаза. Если в его глазах снова то же выражение, добавляешь: «За каждое».
Выступление Ефима Островского на школе ШКП в Болгарии, для неподготовленного слушателя оказалось достаточно утомительным. Возможно, он был не готов к выступлению, что выражалось в огромном количестве и длине пауз, которые он вставлял во время изложения своих мыслей. Продолжительность пауз и их абсолютно хаотическое нагромождение было таким, что мысль докладчика прослеживалась с трудом и после первого получаса изложения публика начала в открытую игнорировать выступление, переговариваться и вести себя достаточно неуважительно к докладчику. Ефим был невозмутим и довел свою линию до конца. Он закончил свое выступление блестящей байкой, которую я привожу читателям вместе с окончанием его выступления, дабы читатель смог оценить остроумие докладчика. (Точки означают паузу в ходе изложения).
………………………………………………………………………………………………………………………………….. Единственная проблема проекта, который я эскизно набросал, это возможная война этой осенью. Я думаю что…………………..м……………… Чем бы она не закончилась, я бы……………..м……….. столкнемся с тем миром, который будет складываться на фоне тех перемен ,которые произойдут ……. выяснится, что вопрос высоких технологий по Неклессе, все равно будет действительно актуальным. Когда я использовал слово уникальность, я ставил целью приобщить собравшихся.
….. (Тут Ефим, посмотрел в зал и изрек - )
- Когда, кажется, Коллонтай …… нет …….Роза Люксембург спросила Ленина, о том как ему удается ….. (Возглас из зала – Клара Цеткин) …….. Клара Цеткин!?… Да !? …. Как ему удается… говорить таким удивительным языком и с таким количеством ораторских приемов, Ленин сказал - " А вы знаете, я об этом не думаю. Я когда говорю, я думаю о рабочих и крестьянах….
Год 1996, кажется. Перед перерывам в лекции по Культурной Политике Щедровицкий объявляет, что из печати вышел трехтомник "Иное", который желающие могут приобрести вооон у того столика.
Перерыв, Петр Георгиевич у того самого столика с кем-то беседует. К столику подходит один из слушавших студент с явным намерением полистать "Иное". Петр, перемещается так, чтобы загородить столик. Студент заходит с другой стороны, но ПГ, не прерывая разговора, снова загороживает стол.
Тут студент не выдерживает:
- Петр Георгиевич, а можно сборник посмотреть?
ПГ:
- Не нужно. (Пауза) Придавит...
Щедровицкий. Вот Неклесса рассказывает хорошую байку. Разговор между Паккардом и Гейтсом на одном из коллоквиумов по обсуждению стратегических перспектив американской экономики. Паккард спрашивает: «А сколько тебе нужно человек в твоей компании?» Гейтс говорит: «Восемь». Паккард: «А сейчас сколько?» Гейтс: «Трое». «А работает сколько?» «А работает шестнадцать тысяч».
"... И еще наблюдение Мориты (Акио Морита, создатель "Sony"):
- Меня поразило, что русские, с кем я встречался, в том числе и чиновники из министерства, весело рассказывали анекдоты о технической отсталости своего производства, о плохом внешнем виде и низком качестве своих товаров, - написал Морита. - Чиновник из МВТП никогда не позволил бы себе этого, так как любой провал в промышленности рассматривает своей личной трагедией. Мне показали, - продолжил Морита, - телевизор, который русские собирались пустить в продажу в Европе, и попросили высказать мнение о нем. Не в моих правилах, - сделал оговорку Морита, - обижать хозяев, да еще таких хлебосольных, как русские, но кривить душой я не привык. И я сказал, что Россия славиться лучшими в мире музыкантами и артистами балета, что ее культурный уровень необыкновенно высок. Россия богата и выдающейся технической мыслью. Однако почему же в этом телевизоре, - задал Морита свой вопрос хозяевам, - не отразилась ни ваша прекрасная культура, ни ваша технология? Чиновники, - написал Морита, - промолчали, потом кто-то из них произнес, что его министерство вопросами культуры не занимается".
"Лес за деревьями": М., "Знание", 1991
(с. 56) (автор раздела: Владимир Цветов)
Реплика. Петр Георгиевич, скажите, пожалуйста, существующие прогнозы о том, что в ближайшие 50 лет российское население сократится... Какое у вас отношение к этой проблеме на эмоциональном и индивидуальном уровне?
Щедровицкий: Вот как говорит заместитель губернатора Вологодской области Леонид Генрихович Иогман, что: «Пока женщины рожать не начнут, то, действительно, численность населения будет падать». Вы знаете, это такой сложный вопрос. Поэтому как мне к этому относиться? И в этом смысле я, и даже Центр Стратегических Разработок готов поучаствовать совместно с Законодательным Собранием Санкт-Петербурга в решении этого вопроса, провести несколько фокус групп, обсуждая этот вопрос: как они к этому относятся?
Проводили мы школу в Малеевке летом 2002 года. Малеевка - это такое старое дворянское гнездо каких-то графьев, где отстроили понтовые коттеджи и стали принимать представителей класса russo-nova, которые ночами катались пьяными по усадьбе на машинах, посадив своих дам в багажник. Соседствовали с ними немолодые писатели, которые годами ездили сюда творить по путевкам Литфонда.
Директор бедняга разрывался: ему надо и денег заработать, и требования Литфонда учесть.
Когда мы предложили выкупить ее почти целиком на неделю, хозяева обрадовались: мол, интеллигентные люди приехали, кричать-орать не будут...
Крайним был я. То есть я был организатором.
В первый же день встретился на тропинке возле нашего корпуса с худруком одного московского театра - маститого уже режиссера, автора двух или трех пьес. Пару лет назад мой учитель на журфаке водил меня к нему на премьеру, потом мы пили чай за кулисами, разговаривали. Конечно, он меня не узнал, но поговорили душевно, посетовали об этих самых новых русских... Я его заверил, что от нас ему никаких неудобств не будет и он может спокойно писать свою нетленку.
На следующий день мы опять встретились, и он мне говорит:
- Коля, ваши ребята галдели вчера невыносимо. В три часа ночи разговаривали под окнами во весь голос. Я даже знаю, кто из них как смеется.
- Ну что Вы, - отвечаю. - Наши не могут. Это, наверное, деревенские. Может, с конюшни кто-то.
Он вздохнул, посмотрел на меня поверх очков и тихо спросил:
- Коля, неужели Вы думаете, что какой-то деревенский конюх может сказать: "В п%%ду твою натурализацию?"
я даже подозреваю, кто из наших "конюхов" мог такое выдать
... в Новосибирске был П.Г. Щедровицкий. Такую байку рассказывал. Был он в Якутии, консультировал тамошнего вице-премьера. Спрашивает у него: "Какая, на Ваш взгляд, основная проблема Якутии?". Вице посмотрел на карту Якутии, которая занимала всю стену за его спиной, а потом и говорит: "Якутия очень большая и географически очень неудачно расположена..."
[оригинал]
Закладки:
Закладки - это специальный сервис,
который позволяет легко вернуться к нужному тексту. Нажмите на Добавить страницу, чтобы поставить закладку на любую страницу сайта.