Первое образование Из детства я очень хорошо помню деревянную начальную школу в городе Сысерти Свердловской области. В ней было всего шесть классных комнат. Целыми днями я пропадала в школе, любила возиться с малышами и в третьем классе уже получила первый “портфель” – председателя совета дружины. Дружина была сборной: из каждого класса принимали в пионеры самых лучших. Сразу после выборов (хотя скорее это были не выборы, а назначение), по дороге домой девчонки из старшего класса меня избили, так как они хотели слушаться девочку из своего 4 “А” класса. Так я стала “белой вороной”. Была бесстрашной, бескомпромиссной и в девятом классе уже могла отстоять свое мнение. Думаю, что первое свое образование я получила не в школе. Когда я была подростком, большое влияние на меня оказала семья соседей по дому, интеллигентов – инженеров, эвакуированных из Ленинграда вместе с заводом. Глава семьи писал статьи о турбиностроении, был нумизматом, квартира была заполнена книгами. Семья жила столичным укладом, они всем интересовались, к любому событию имели свое отношение. Я к ним тянулась, любила разговаривать с ними и слушать их интересные разговоры. |
В 1980 году я закончила Свердловский государственный педагогический институт по специальности учитель математики. Через год уехала по распределению с мужем в Междуреченск Кемеровской области. Лет пять в школе не работала, а работала в Учебно-курсовом комбинате, где читала курсы для взрослых, в основном по правилам безопасности. Когда мой первый сын пошел в школу, я решила вернуться, как говорят, к профессии по диплому.
Первая специальность
Шел 1985 год. Два года работы в школе усилили мои худшие подозрения по поводу школы: в классах училось по 43 человека, пионерская и комсомольская организация существовали только номинально, дети были неуправляемыми, учителя раздраженными.
Я снова ушла в другую отрасль, работала на какой-то базе. Скучая, помогала всем: экономистам, бухгалтерам, инженеру. Не выдержала и года. Когда мне предложили поработать методистом на станции Юного техника, где школьники занимались в технических кружках, я согласилась.
Года через три, во времена шахтерских забастовок, была председателем забастовочного комитета учителей.
Шел уже 1990 год, шла разработка “Закона об Образовании”, в Междуреченск приехал Вячеслав Рудольфович Лозинг и пригласил педагогов поучаствовать в разработке областной программы развития образования. Я попала в состав разработчиков, и почти год входила в методологию через участие в семинарах Лозинга.
Тридцать три
В 1991-ом, в год путча, Петр Георгиевич проводил под Кемерово Школу по педагогике. Лозинг пригласил меня поучаствовать. Мне было в то время тридцать три года.
Вокруг было много молодых, даже юных, ребят и девчат, которые говорили на непонятном мне языке. За несколько дней этой странной работы у меня накопилось много вопросов.
Однажды мы с учительницей из школы Лозинга не выдержали и прижали к стенке одного парня, спросив у него значение слова, теперь уже не помню какого. Ответ я запомнила на всю жизнь. Сначала он спросил, сколько мне лет, а потом сказал, что в тридцать три делать в методологии нечего. Звали его Артем Саранцев. После этого мероприятия я его в среде методологов больше не встречала.
Пережитое вместе со всеми потрясение путча, возникшее после слов Артема желание доказать себе и всем, что в тридцать три все только начинается, навсегда связали меня с методологами.
Потом было недовольство Славы Лозинга тем, что я всегда все делала по-своему - проявляла самостоятельность - и я не попала на одну из последних игр Г.П. Щедровицкого, поэтому и не могу называть его просто, как другие, ГП.
В общем, я единственный выпускник ШКП, которому не довелось принять участие в мероприятиях Георгия Петровича.
Школа культурной политики
Про ШКП я узнала спустя два года, уже участвуя в играх Петра. К тому времени я уже работала в комитете образования, курировала работы по внедрению технологии развивающего обучения Эльконина-Давыдова.
На лекциях в Пущино, в мастерской у Сергея Зуева я защищала проект. Сергей Зуев и Михаил Флямер по-интеллигентному мягко, но серьезно и ответственно проблематизировали мои представления о возможности инновационных процессов в системе образования отдельно от городских проблем и направлений городского развития. Пришлось обращаться к Петру с просьбой: провести в Междуреченске орг-деятельностную игру с первыми руководителями города.
Думаю, что работа по подготовке игры на город и стала для меня главным тренажером, подготовкой к ШКП. В этот период мы часто пересекались с Мишей Флямером, Наташей Рыбалкиной, Кириллом Зендриковым. Петр Георгиевич проводил тогда не очень большие по численности, скорее “кулуарные” игры, участники которых помещались в фойе пансионатов.
Для меня важной была игра по разработке единицы содержания образования. В нашей группе собрались представители трех стран: Литвы, Казахстана и России. Литву представлял Гинтарас, он был в Каунасе председателем профсоюза. Профсоюз занимался не социальной, а образовательной и культурной политикой. Гинтарас научил меня переводить программу каждого дня игры в собственные цели на каждый день.
На этой игре я испытала сильный прессинг местной группы – учителей и директоров из школ Междуреченска. Они видели, что я веду себя не так, как они, отбиваюсь от коллектива, и пытались со мной разбираться. Я даже обращалась за психологической поддержкой к В.В. Мацкевичу.
Здесь я впервые попробовала работать совместно с Наташей Рыбалкиной. Она и Кирилл Зендриков казались мне в то время сильно продвинутыми, говорили много и правильно, но непонятно.
Идея культурной политики
Прямое столкновение с самой идеей культурной политики произошло в 1995 году, когда ежегодная семейная игра проходила в Братиславе. До этого я нигде дальше Прибалтики не была. И вдруг – Вена, Братислава, Будапешт. Величие памятников, другая культура, особая жизнь в маленьких барах и кафе. Нас тянуло друг к другу поделиться впечатлениями.
Время на той игре измерялось докладами, автобусными километрами и пивными кружками. Нас всех сблизил ужин в Монастырской виварне: живая музыка (скрипка и контрабас), прекрасное вино и много совместных воспоминаний. Надо сказать, что обычно на играх все пронизано содержанием и темой, которая разрабатывается, а на этой семейной игре дни докладов перемежались днями экскурсий.
Какой-то гротеск ощущался в сопоставлении серьезных аналитических текстов с величественным спокойствием Европы. Казалось, что действительность мысли, доступная нам через тексты, соприкасается с историей мышления человека, выраженной в архитектуре и в другом образе жизни.
Однажды мы (Миша Флямер, Маша Черток, Сергей Кисленко и я) попали под дождь и пережидали его в маленьком кафе в центре Вены. Нас поразила атмосфера делового спокойствия и индивидуальной свободы одновременно. Нам трудно было нарушить эту другую для нас жизнь, но нам тоже было о чем разговаривать и мы растворились в этой среде, как равные.
В Братиславе я участвовала в дискуссии за круглым столом. Такой была форма перехода в стажеры ШКП. Нас, стажеров, в Братиславе тогда было несколько, я помню Таню Ковалеву и Геннадия Блинова. Переходные доклады делали Маша Черток, Наташа Рыбалкина и Кирилл Зендриков.
Для нас, стажеров из регионов, все выпускники были образцами. Мы им завидовали. Для одних Петр специально проводил в Москве семинары один раз в неделю, они могли посещать другие семинары, конференции, частично участвовать в работах. Другие уже имели свою консультационную практику, участвовали в крупных проектах, вели исследовательские работы.
Долгое время я не отличала методологию вообще и СМД-методологию. На одном из семинаров под Москвой, кажется, это было на даче Молотова, в 1993 году, когда фонд “Культурная инициатива” пригласил Петра провести экспертизу проектов, Петр пригласил меня поработать в качестве эксперта. Тогда я впервые заработала 100 долларов за экспертные работы.
Проекты в основном представляли люди из науки. В то время из научных институтов ученые уходили группами и создавали школы для своих детей. Проекты в основном представляли собой некоторые прожекты, вероятность осуществления которых, была очень мала. Главное, что было в проектах: методы и подходы естественно-научного знания переводились в модель школьного обучения. Я в действии, отвечая за работу группы, участвуя в дискуссиях, поняла, что в СМД- методологии важно сначала описать ситуацию, чтобы появился объект преобразований. Для тех, кто представлял проекты для экспертизы, этап описания ситуации был не нужен, у них уже был “готовый рецепт”.
В пансионате было очень холодно, и мы собирались с Мишей Флямером и Сергем Зуевым у меня в номере, я много рассказывала о том, что я делаю одна у себя в далекой Сибири. Наши совместные выводы долго служили мне ориентирами в работе. Докапываясь до оснований своей деятельности, каждый из нас понимал, что одинок на пути собственного становления, но наше общение восстанавливало и расширяло рамки нашей совместной работы.
Важные игры
Хорошо помню свою первую семейную игру, это было в Красной Пахре в 1993 году. Особенно запомнился доклад Грановского. Володя был в драных джинсах, страшно утомленный. По-дружески я пожалела его, обратив внимание на его вид, а он ответил мне, что это вызов прошлой жизни, чтобы будущее было другим.
На этой же игре был Тимофей Сергейцев. (Когда они с Димой Куликовым в 1993 году проводили семинар в Междуреченске на шахте “Распадская”, я выполняла организационные функции). Как-то в разговоре Тимофей предсказал мне будущее, сказав, что я буду у себя в городе “серым кардиналом”. Мне кажется, что его предсказания сбываются.
Региональщики попадали в стажеры ШКП после организации крупных мероприятий, таких как орг-деятельностная игра. Я тоже смогла организовать игру на город в 1993 году. Она называлась так: “Разработка контуров развития монокультурного города в условиях быстро меняющейся политической и экономической ситуации”. Сколько рефлексивных уровней только в одном названии!
Кроме экспертов Петр привез на игру и стажеров, привлек ресурсы региона. Думаю, что именно участие в таком ответственном и сложном совместном деле помогло мне оторваться от привычных дел и людей, и я опять, как в детстве, стала “председателем маленькой пионерской дружины”, но теперь уже с методологическим уклоном.
Программа начального высшего…
После игры на город я стала курировать программу “Начальное высшее открытое гуманитарное образование для Российских регионов”. Автором и разработчиком этой программы совместно с Петром был Всеволод Леонидович Авксентьев. Мы провели совместно семь образовательных сессий в три года.
Сначала состав экспертов определял Сева, а потом уже мы подбирали экспертов с учетом ситуации. Я благодарна Севе, его образованность и воспитанность, нестандартность видения ситуации были для меня, моих коллег и учащихся-слушателей бизнес-колледжа образцом человека-знания. Он был нестандартен, он видел так много деталей, что рядом с ним ты растворялся в океане новых смыслов.
Учебное заведение “Центр образования”, которое было открыто для закрепления этой программы, стало пользоваться популярностью. Мне с коллегами удалось привлечь хороших учителей. Сама идея открытого образования, возможность не замыкаться только на учебном предмете, позволяли учителям менять свою позицию: учитель и учащийся совместно осваивали новое для себя знание. Это было время, когда все учителя и ученики, а это были учащиеся разных школ города, жили в ожидании каждой сессии, всех привлекала возможность слушать столичного профессора и современность в текстах лекций.
Надо сказать, что Всеволод Леонидович, прилетая к нам в Междуреченск, сразу стал объединять регион. К нашим работам Всеволод Леонидович привлек аспирантов и студентов из Новосибирского архитектурного института, к работам подключился и Новокузнецкий филиал Кемеровского университета.
В этой же программе мы попробовали ролевые игры по праву с Михаилом Флямером и Рустемом Максудовым. Лекции по финансовой инженерии читал Сергей Валентинович Попов. Лекции по началам философии читал Егор Никулин. Два раза с перерывом почти в пять лет читал у нас в “Центре образования” лекции по практической истории Сергей Козловский.
Такие пересечения на одной площадке тех, кто работал с Георгием Петровичем и учеников Петра, позволяют представить панораму возможностей СМД-подхода. Подход объединял и разъединял одновременно. У каждого выпускника ШКП было свое индивидуальное поле разработок, и были возможности демонстрировать результаты опыта и размышлений в программах, развернутых в регионах.
Особые отношения у нас сложились с Наташей Рыбалкиной. Наташа -- москвичка, она курировала программу “Начального высшего…” как тьютор. После мы вместе с ней участвовали в работах в Томске, где проводились ежегодные тьюторские конференции. Мы могли часами разговаривать, она всегда пыталась собрать для нас много разного знания, и рамок одной конференции никогда не хватало. Мы оставались в Томске на семинар для узкого круга людей, и, что называется, “сверяли часы”.
Томская группа
Отдельно расскажу о Томской группе. Петр так много в нее вкладывал, она долгое время была главным содержательным ядром Сибири, поддерживая проекты, развернутые в образовательной сфере. Из выпускников ШКП там была Татьяна Ковалева, в группу входили Ирина Проскуровская, Татьяна Стецюк, Андрей Зоткин, Светлана Баронене, Лида Дмитриева.
В Томск приезжал из Красноярска и Гена Блинов, он был для нас, региональщиков примером, разработал свою версию педагогики понимания, консультировал органы местного самоуправления. Огромный философский потенциал этой группы помогал восполнить проблемы в понимании некоторых противоречий.
Однажды мы мимоходом с Проскуровской и Зоткиным докопались до важных для развития Томска вещей. Оказывается, за становление Томска как образовательного округа нужно благодарить купцов: в 1881 году они дали денег для строительства университета. Но на следующем витке развития, через двадцать лет, когда в регионе решили прокладывать железную дорогу, купцы уже другого поколения, так называемые предприниматели, занимавшиеся извозом на Сибирском тракте, заблокировали строительство железной дороги, что затормозило развитие промышленности в Томске.
Очень трудно уловить тенденцию изменений, необходимо быть внимательным и наблюдательным, а не упертым во что-то одно.
Петр Георгиевич любит повторять байку о хромом верблюде: когда караван поворачивает, хромой верблюд оказывается первым. Как важно не пропустить поворот.
Одним из результатов нашей совместной работы стало открытие сайта Сети открытого образования. Алексей Тупицын и Наташа Рыбалкина создали для нас, тех, кто включался в программы открытого образования, место встречи. Благодаря информации на сайте мы всегда, как говорят, “держали руку на пульсе”, могли читать материалы конференций, и знали, кто, где и что делает, могли обмениваться впечатлениями.
Диплом
В Томске я и сделала свой выпускной доклад. На философской секции, среди кандидатов и докторов наук мои двадцать пять тезисов прозвучали как очередь из автомата. Когда я подошла к Петру и спросила: “Ну как?”, – он ответил: “На три с плюсом. Вместо перечисления двадцати пяти тезисов нужно было развернуть один”.
Может быть, я не была самой лучшей ученицей, но важнее другое: метод стал смыслом моей жизни, и Петр это оценил.
Теперь диплом Школы культурной политики является для меня особой ценностью, он висит у меня в кабинете и служит мне точкой опоры для принятия правильных, но трудных решений. Оба моих сына сегодня включаются в работы, которые ведут выпускники ШКП. Мне хочется, чтобы в их жизни были такие же ориентиры.
Трое в регионе…
Идея культурной политики, расширения рамок, границ понимания позволяет выпускникам ШКП запускать и обеспечивать ресурсами проекты в разных областях деятельности.
Как-то незаметно сложилось трио: я, Степан Галушкин, Алексей Тупицын. Степан – дальневосточник, я – из Сибири, Алексей – из Москвы. Мы вместе отработали первую игру по разработке гуманитарных технологий нового поколения и сложили свой культурный регион, как люди, делающие одно дело, подключенные к одним и тем же смыслам. На мой взгляд, мы дополняем друг друга до некоторой целостности: у нас со Степаном есть опыт самостоятельной организации структур, знание региональных контекстов, у Алексея опыт участия в аналитических и сетевых проектах, знание и информация об общих проектах ШКП, некоторое видение из центра.
Участие в семинарах и играх на площадках друг друга служит для нас своего рода ориентиром в работах. Как иногда важно знать, что твои трудности и проблемы кому-то интересны. Ведь часть трудностей и проблем мы сами и проектируем, программируя и управляя развитием.
Выборы
Особая история связывает меня с Константином Кошкиным. В 1998 году я баллотировалась депутатом в Законодательное собрание Кемеровской области. Костя приехал на пять дней, они пролетели как один. Потом еще сутки уже в Москве они вместе с Ефимом Островским создавали (другое слово трудно подобрать) мне листовку-газету. Мы смогли распространить ее в последний день агитации.
Понятно, что в нашем регионе победил другой человек, поддержанный Аманом Тулеевым и местной властью, но такого марафона действий до этого я никогда не ощущала и не проживала.
Выпускники ШКП - это люди не только длинной воли, как говорит Петр Георгиевич, но они еще и способны на то, чтобы совершать необычные и дерзновенные действия и поступки, много и умно работать, мыслить точно и быстро, решать сложные задачи.
Настоящее Сейчас я занимаюсь управленческим консалтингом в агентстве “Ресурсы региона” в Междуреченске. Я понимаю, что наступило другое время. Начинают по-новому складываться регионы, реорганизуются крупные компании, общественные отношения находятся в постоянном движении. Мы, выпускники ШКП, получили эксклюзивную подготовку, умеем видеть то, что впереди, моделировать и разрешать ситуации. Это позволяет нам быть успешными, много и интересно работать. О будущем Сегодня наступил новый этап освоения идей культурной политики и гуманитарных технологий нового поколения. Уже другое поколение (20-летние) быстрее нас устремляется к тайне СМД-подхода. Будет ли способна новая группа стажеров демонстрировать собой метод, по-новому осваивая теперь уже не территории, а регионы, покажет время. |
Мы формировались поштучно, они должны умножаться порядками. Тогда идея Русского мира превратится в новую реальность, а Петр Георгиевич будет оставаться действующим и ведущим игроком, значимой фигурой этого Русского мира.